Развитие коммуникативной культуры при обучении испанскому языку

Авторы

  • Алсу Галеева
  • Вероника Гатауллина

Ключевые слова:

лингвистика, педагогика, методика преподавания, коммуникативная культура, коммуникативная методика, испанский язык, обучение испанскому языку

Аннотация

До настоящего времени в науке отдельно рассматривались процесс обучения иностранным языкам и процесс развития коммуникативной культуры личности. В настоящем исследовании мы определяем возможность развития коммуникативной культуры при обучении испанскому языку. В отечественной традиции методика преподавания испанского языка не так широко представлена, как, например, методика преподавания английского, немецкого, французского языков. Наблюдается необходимость в исследовательских работах на данную тему. В данной работе мы рассматриваем процесс изучения языка не только с точки зрения собственно лингвистики, но и с точки зрения развития культуры, в частности, коммуникативной культуры учащихся. Целью нашей работы является проведение констатирующего эксперимента с помощью анкетирования среди студентов, изучающих испанский язык как специальность, на тему «Коммуникативная культура студента». По результатам эксперимента удалось установить содержание понятия «коммуникативная культура» в понимании студентов; выяснить, какие ее компоненты представляют наибольшую значимость с их точки зрения; определить мнение учащихся о наличии связи между изучением испанского языка как специальности и развитием коммуникативной культуры, а также установить, в чем эта связь выражается; проверить, насколько студенты осознают суть методики, при помощи которой им преподают испанский язык, и знают ли они, что данная методика является коммуникативной методикой.

Библиографические ссылки

Литература

Андреев В.И. Образование и саморазвитие. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. № 4(14). С. 149–154.

Бастрикова Е.М. Развитие коммуникативной компетенции иностранных студентов в условиях межпредметного взаимодействия: дис. канд. пед. наук. Казан. гос. ун-т. Казань: Б. и., 2005.188 с.

Васильева Г.М. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: Обзор основных направлений методической мысли в России / СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 235 с.

Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.

Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: ИТДГК

«Гнозис», 2003. 288 с.

Сидельникова Т.Т. Коммуникативная составляющая в профессиональной подготовке студентов вуза: опыт и научно-методическое обеспечение (на примере курса

«Политическая риторика»). М., 2004. 76 с.

Митрова Н.О. Формирование коммуникативной культуры у студентов вуза в процессе их включения в социально ориентированную деятельность: автореф. дисс. кандидата педагогических наук. 2006. // URL:www.adygnet.ru/statji/docs/avtoreferat- mitrova.doc (дата обращения 4.11.18).

Михеева Г.А. Формирование культуры общения студентов в вузах северо- кавказского региона: автореф. дисс. кандидата педагогических наук. 2009. // URL:www.pglu.ru/science/diss/files/Miheeva.doc (дата обращения 4.11.18).

References

Andreev, V.I. (2009). Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development].

p. 149–154. Kazan, Center for Innovative Technologies. (In Russian)

Bastrikova, E.M. (2005). Razvitie kommunikativnoj kompetencii inostrannyh studentov v usloviyah mezhpredmetnogo vzaimodejstviya [The development of the communicative competence of foreign students in conditions of interdisciplinary interaction]. Kazan, B.I. 188 p. (In Russian)

Gez, N.I. (2008). Tradicii i novacii v metodike obucheniya inostrannym yazykam: Obzor osnovnyh napravlenij metodicheskoj mysli v Rossii [The history of foreign methods of teaching foreign languages: textbook for stud. ling. un-s and faculties of foreign lang. of higher ped. educational institutions]. Moscow, Publishing Center "Academia". 256 p. (In Russian)

Gudkov, D.B. (2003). Istoriya zarubezhnoj metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov [Theory and practice of intercultural communication]. Moscow, ITDGK "Gnosis". 288 p. (In Russian)

Sidelnikova, T.T. (2004). Teoriya i praktika mezhkul'turnoj kommunikacii [Communicative component in the professional training of students of higher educational institutions: experience and scientific and methodological support] Moscow, NIIWO. 76 p. (In Russian)

Vasilyeva, G.M. (2008). Kommunikativnaya sostavlyayushchaya v professional'noj podgotovke studentov vuza: opyt i nauchno-metodicheskoe obespechenie [Traditions and innovations in the methodology of teaching foreign languages: Overview of the main directions of methodological thought in Russia]. St. Petersburg, Publishing house of S.-Petersburg. University. 235 p. (In Russian)

Mitrova, N.O. (2006). Formirovanie kommunikativnoj kul'tury u studentov vuza v processe ih vklyucheniya v social'no orientirovannuyu deyatel'nost' [Formation of communicative culture among university students in the process of their inclusion in socially oriented activities]. URL: www.adygnet.ru/statji/docs/avtoreferat-mitrova.doc (accessed 4.11.18). (In Russian)

Mikheeva, G.A. (2009). Formirovanie kul'tury obshcheniya studentov v vuzah severo- kavkazskogo regiona [Formation of the culture of communication of students in higher educational institutions of the North-Caucasian region]. URL: www.pglu.ru/science/diss/files/Miheeva.doc (accessed 4.11.18). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2018-09-09

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных яз