Языковая догадка и ее формирование у студентов неязыковых специальностей

Авторы

  • Альбина Заболотская
  • Наталья Мадякина

Ключевые слова:

студент, иностранный язык, языковая догадка, словообразовательная модель, методы обучения

Аннотация

В    настоящее    время    расширяющиеся    международные    контакты и современные социоэкономические реалии требуют высокого уровня владения иностранным языком и от студентов неязыковых специальностей и прежде всего в области успешного перевода профессионально-ориентированных текстов. Языковая догадка, являющаяся значимой составляющей компенсаторной компетенции и способствующая активизации цепочки мыслительных операций, которые, в конечном счете, приводят учащегося к семантизации незнакомой лексической единицы, как на письме, так и в устной речи, считается одним из лингвистических навыков, необходимых для эффективного изучения языка. В данной статье языковая догадка рассматривается как развиваемый лингвистический навык, являющийся результатом всех обучающих и жизненных воздействий, участвующий в самостоятельной семантизации языковых единиц с учетом различного рода вербализованных или невербализованных опор. Определяются механизмы формирования и развития языковой догадки у студентов неязыковых специальностей. Анализируются основные семантические опоры, раскрывается роль словообразовательных элементов, способствующих успешной реализации языковой догадки в ходе перевода. Обосновывается взаимосвязь языковой догадки с контекстом. Отмечаются особенности работы над развитием языковой догадки при низком и высоком уровне языковой подготовленности. Представленные основные типы упражнений раскрывают возможную поэтапную работу над указанным навыком.

Библиографические ссылки

Литература

Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. М.: Высшая школа, 1970. 230 с.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

Большакова Н.Г. Упражнения для развития языковой догадки при чтении текстов // Русский язык за рубежом. 1977. №1 (45). С. 41–45.

Большакова Н.Г. Упражнения для развития языковой догадки на основе контекста // Русский язык за рубежом. 1977. №3 (47). С. 31–32.

Теплова О.А. Из опыта формирования компенсаторной компетенции на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2014. №10. С. 17–20.

Дудова А.Г. Развитие компенсаторной компетенции через языковую догадку как неотъемлемый аспект обучения английскому языку // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(48). // URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(48).pdf (дата обращения: 24.10.2018)

Кулешова Ю.А. Развитие языковой догадки при изучении английского языка студентами технического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 10. С. 85–90.

Парахина А.В. Формирование языковой и смысловой догадки как средство повышения эффективности обучения иностранному языку // Известия Московского государственного индустриального университета. 2009. № 2(15). С. 58–59.

Картон А.С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку // Методика преподавания иностранных языков за рубежом / М. 1976. Вып. II. С.183.

Титова Л.Г., Юницкая В.М., Ненахов Л.Н. Введение в геологию (Intriduction to geology): Учебное пособие по английскому языку для студентов, обучающихся по специальностям Геология, География. Часть 2. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. 234 с.

Naunton J., Pohl A. English for Careers: Oil and Gas 2 (B1 - Intermediate). Oxford University Press, 2011. 112 р.

Большакова Н.Г. О языковой догадке при обучении иностранцев русскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2007. С. 97–101.

Finkbeiner R., Meibauer J., Schumacher P. What is a Context? // Linguistic Approaches and Challenges. John Benjamins Publishing. 2012. 253 p.

Goodwin C., Duranti A. Rethinking context: an introduction // Rethinking context: Language as an interactive phenomenon. Cambridge: Cambridge University Press. 1992. Pp. 1–42.

Краснова Г.Р. Латинские заимствования в медицинской терминологии современного английского языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. // URL: sibac.info/archive/humanities/7 (дата обращения: 24.10.2018)

Павицкая З.И. Методический комплекс развития языковой догадки студентов туристского профиля // Иностранные языки в современном мире: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Казань, 2017. С. 326–331.

References

Berman, I.M. (1970). Metodika obucheniia angliiskomu iazyku v neiazykovykh vuzakh [Methods of teaching English in non-linguistic universities]. M.: Vysshaia shkola, 230 p. (In Russian)

Rogova, G.V., Rabinovich, F.M., Sakharova T.E. (1991). Metodika obucheniia inostrannym iazykam v srednei shkole [Methods of teaching foreign languages in high school]. M.: Prosveshchenie, 287 p. (In Russian)

Bol'shakova, N.G. (1977). Uprazhneniia dlia razvitiia iazykovoi dogadki pri chtenii tekstov [Exercises for the development of language guessing when reading texts] // Russkii iazyk za rubezhom. №1 (45). P. 41–45. (In Russian)

Bol'shakova, N.G. (1977). Uprazhneniia dlia razvitiia iazykovoi dogadki na osnove konteksta [Exercises for the development of language guess based on context] // Russkii iazyk za rubezhom. №3 (47). Pp. 31–32. (In Russian)

Teplova, O.A. (2014). Iz opyta formirovaniia kompensatornoi kompetentsii na urokakh angliiskogo iazyka [From the experience of the formation of compensatory competence in English lessons] // Inostrannye iazyki v shkole. №10. Pp. 17–20. (In Russian)

Dudova, A.G. Razvitie kompensatornoi kompetentsii cherez iazykovuiu dogadku kak neot"emlemyi aspekt obucheniia angliiskomu iazyku [Development of compensatory competence through language guess as an integral aspect of teaching English] // Nauchnoe soobshchestvo studentov: Mezhdistsiplinarnye issledovaniia: sb. st. po mat. XLVIII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 13(48). // URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(48).pdf (accessed: 24.10.2018)

Kuleshova, Iu.A. (2009). Razvitie iazykovoi dogadki pri izuchenii angliiskogo iazyka studentami tekhnicheskogo vuza [The development of language guessing the learning of English by students of a technical college] // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. № 10. Pp. 85–90. (In Russian)

Parakhina, A.V. (2009). Formirovanie iazykovoi i smyslovoi dogadki kak sredstvo povysheniia effektivnosti obucheniia inostrannomu iazyku [Formation of linguistic and semantic guesses as a means of improving the efficiency of teaching a foreign language] // Izvestiia Moskovskogo gosudarstvennogo industrial'nogo universiteta. № 2(15). Pp. 58–59. (In Russian)

Karton, A.S. (1976). Rol' dogadki v protsesse pol'zovaniia iazykom i v protsesse obucheniia iazyku [The role of guesswork in the process of using the language and in the process of learning the language] // Metodika prepodavaniia inostrannykh iazykov za rubezhom. M. V. II. Pp.183. (In Russian)

Titova, L.G., Iunitskaia, V.M., Nenakhov, L.N. (2000). Vvedenie v geologiiu (Intriduction to geology) [Introduction to Geology]: Uchebnoe posobie po angliiskomu iazyku dlia studentov, obuchaiushchikhsia po spetsial'nostiam Geologiia, Geografiia. Chast' 2. Voronezh: Izd- vo VGU, 234 p. (In Russian)

Naunton, J., Pohl, A. (2011). English for Careers: Oil and Gas 2 (B1 - Intermediate).

Oxford University Press, 112 p. (In Russian)

Bol'shakova, N.G. (2007). O iazykovoi dogadke pri obuchenii inostrantsev russkomu iazyku [About the language guess when teaching foreigners to the Russian language] // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Voprosy obrazovaniia: iazyki i spetsial'nost'. Pp. 97-101. (In Russian)

Finkbeiner, R., Meibauer, J., Schumacher P. (2012). What is a Context? // Linguistic Approaches and Challenges. John Benjamins Publishing, 253 p. (In English)

Goodwin C., Duranti A. (1992). Rethinking context: an introduction // Rethinking context: Language as an interactive phenomenon. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 1–42. (In English)

Krasnova, G.R. Latinskie zaimstvovaniia v meditsinskoi terminologii sovremennogo angliiskogo iazyka [Latin borrowings in the medical terminology of modern English // Scientific community of students of the XXI century] // Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiia. Gumanitarnye nauki: sb. st. po mat. VII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 7. // URL: sibac.info/archive/humanities/7 (accessed: 24.10.2018) (In Russian)

Pavitskaia, Z.I. (2017). Metodicheskii kompleks razvitiia iazykovoi dogadki studentov turistskogo profilia [Methodical complex of development of language guesses of students of a tourist profile] // Inostrannye iazyki v sovremennom mire: Sbornik materialov X Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan', pp. 326–331. (In English)

Загрузки

Опубликован

2018-09-09

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных яз