Развитие рефлексивного и межкультурного потенциала студентов

Авторы

  • Ирина Кондратьева

Ключевые слова:

рефлексия, межкультурное обучение, развитие личности, обучение иностранным языкам в вузе

Аннотация

В    статье    рассматриваются    вопросы    развития    рефлексивного и межкультурного потенциала студентов в процессе лингвистического образования. Изучение иностранного языка в тесной связи с его культурным контекстом позволяет развивать языковую субъектность, что делает среду обучения межкультурной. Методологическая база исследования основана на теории межкультурной коммуникации и теории преподавания языков и культур. В ходе исследования применялись методики А. Лакейна, В.В. Столина и С.Р. Пантелеева.   Результаты   исследования   показали, что динамика показателей развития рефлексивного и межкультурного потенциала, свидетельствовала о том, что у большинства студентов (84,5%) повысился уровень развития субъектности.

Библиографические ссылки

Литература

Алдошина М. Основы поликультурного образования // URL: http://www.litres.ru/marina-aldoshina/osnovy-polikulturnogo-obrazovaniya/?lfrom=329574480 (дата обращения: 23.09.2018).

Богданова О.Г. Образовательная деятельность как условие развития когнитивных оснований межкультурной компетентности личности (на материале лингвистического образования): автореф. дис. … канд. пед. наук, Томск, 2009. 24 с.

Валеев А.A. Развитие теории и практики свободного воспитания в зарубежной педагогике (XX в.): автореф. дис. … докт. пед. наук., Казань, 2007. 41с.

Валеев А.А., Кондратьева И.Г. On the Issue of Intensification of Teaching a Foreign Language in a Non-linguistic Institution (К вопросу об интенсификации обучения иностранному языку в неязыковом вузе) //Education and Self Development. (Развитие и самообразование) Volume 12, No 2, 2017. Pp. 42–51.

Мусина О.В. Развитие межкультурного потенциала студентов вуза в процессе изучения иностранного языка: дис канд. пед. наук: Магнитогорск, 2004. 155 c.

Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения, 2007 // URL http://testoteka.narod.ru/lichn/1/41.html (дата обращения 1.11.2018)

Столин В.В., Пантелеев С.Р. Тест-опросник cамоотношения, 2016 // http://psylist.net/praktikum/00111.htm (дата обращения 1.11.2018)

Шострем Э. Тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) // URL http://www.psyworld.info/online-testy/test-po-ocenke-urovnya-samoaktualizacii-lichnosti-samoal- shostrem (дата обращения 2.11.2018)

Lakein A. How to get control of your time and your life. // URL https://studfiles.net/preview/3121959/ (дата обращения 2.11.2018)

Kondrateva I., Valeev A. Methodological problems of learning a foreign language in the context of intercultural communication // VII Международная научно-практическая конференция

«Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования: Казань, К(П)ФУ, 2014. С. 53–543.

Sabirova D. et al. Teaching foreign languages in multicultural environment of us schools: challenges and prospects // Proceedings of the 11th Annual International Technology, Education and Development Conference. INTED-2017, Valencia, Spain, 2017. P. 2158–2165.

References

Aldoshina, M. (2014) Osnovy polikul’turnogo obrazovaniya [Basics of multicultural education]. // URL:http://www.litres.ru/marina-aldoshina/osnovy-polikulturnogo- brazovaniya/?lfrom=329574480 (accessed: 23.09.2018).

Bogdanova, O.G. (2009). Obrazovatel’naya deyatel’nost’ kak usloviye razvitiya kognitivnykh osnovaniy mezhkul’turnoy kompetentnosti lichnosti (na materiale lingvisticheskogo obrazovaniya) [Educational activities as a condition for the development of cognitive bases of intercultural personality competence (on the material of linguistic education)]: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Tomsk. 24 p. (In Russian)

Valeyev, A.A. (2007) Razvitiye teorii i praktiki svobodnogo vospitaniya v zarubezhnoy pedagogike (XX v.) [The development of the theory and practice of free education in foreign pedagogy (XX century)]: avtoref. dis. … dokt. ped. nauk. Kazan’. – 41s. (In Russian)

Valeyev, A.A., Kondrat’yeva, I.G. (2017). On the Issue of Intensification of Teaching a Foreign Language in a Non-linguistic Institution (K voprosu ob intensifikatsii obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze) [On the Issue of Intensification of Teaching a Foreign Language in a Non-linguistic Institution (On the question of the intensification of learning a foreign language in a non-linguistic university)] //Education and Self Development. (Razvitiye i samoobrazovaniye), volume 12, No 2. Pp. 42–51. (In Russian)

Musina, O.V. (2004). Razvitiye mezhkul’turnogo potentsiala studentov vuza v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka [Development of the intercultural potential of university students in the process of learning a foreign language]: dis. ... kand. ped. nauk: Magnitogorsk. 155 p. (In Russian)

Panteleyev, S.R. (2007). Metodika issledovaniya samootnosheniya [Methods for the study of self-relationship]. // URL http://testoteka.narod.ru/lichn/1/41.html (accessed: 1.11.2018)

Stolin, V.V., Panteleyev, S.R. (2016) Test-oprosnik camootnosheniya [Self-test questionnaire]. // URL http://psylist.net/praktikum/00111.htm (accessed: 1.11.2018)

Shostrem, E. Test po otsenke urovnya samoaktualizatsii lichnosti [The test for assessing the level of self-actualization of personality] // URL http://www.psyworld.info/online-testy/test-po- ocenke-urovnya-samoaktualizacii-lichnosti-samoal-shostrem (accessed: 2.11.2018)

Lakein, A. (1996). How to get control of your time and your life. // URL https://studfiles.net/preview/3121959/ (accessed: 1.11.2018)

Kondrateva, I., Valeev, A. (2014). Methodological problems of learning a foreign language in the context of intercultural communication//VII Mezhdunarodnaya nauchno- prakticheskaya konferentsiya «Inostrannyye yazyki v sovremennom mire: infokommunikatsionnyye tekhnologii v kontekste nepreryvnogo yazykovogo obrazovaniya, Kazan’. K(P)FU. Pp. 536–543.

Sabirova D. et al. (2017). Teaching foreign languages in multicultural environment of us schools: challenges and prospects // Proceedings of the 11th Annual International Technology, Education and Development Conference. Pp. 2158–2165. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2018-09-09

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных яз