Ценностно-ориентированные функции рекламного текста (на материале французского и русского языков)

Авторы

  • Ирина Балабанова

Ключевые слова:

лингвистика, дискурс, рекламный текст, русский и французский языки

Аннотация

В настоящее время реклама активно внедряет в массовое сознание определенную, в большинстве своем, прозападную модель поведения, что выходит за рамки ее экономической функции и выступает в роли транслятора социокультурных и идеологических ценностей, в связи с чем проблема данной статьи становится актуальной. Задачей настоящего исследования является лингвистический и культурологический анализ рекламных текстов на французском и русском языках в сопоставительном ракурсе с целью выявления приоритетов названных активно контактирующих социумов. Выдвинутый в данной статье аспект позволяет рассмотреть проблему с точки зрения выявления языковых средств, оказывающих как положительное, так и нежелательное воздействие на массовую, прежде всего, молодежную аудиторию. Основными результатами проведенного исследования следует считать установление социально- аксиологических доминант франкоязычного и русскоязычного этносов, выявление набора социокультурных ценностей – их универсальных и уникальных характеристик. Проследив процессы функционирования речевых средств в рекламных текстах разноструктурных языков, можно прийти к выводу, что реклама актуализирует для каждого члена социума морально-этические и идеологические нормы поведения - при этом с одной стороны, апеллируя к унифицированным высокодуховным ценностям, а с другой оказывая влияние на процессы их трансформации. Практическая ценность состоит в том, что материал может быть применен на практических занятиях по лексикологии и стилистике французского языка, страноведению и культурологии, а также в курсах по теории массовой информации и коммуникации. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения национально-культурной специфики лексики франкоязычных и русскоязычных СМИ, отдельные выводы будут способствовать повышению действенности рекламы в сфере развития малого и среднего бизнеса на уровне международного партнерства.

Библиографические ссылки

Литература

Алексеев М.П. Русская культура и романский мир. Л: Наука, 1985. 539 с.

Антология концептов. М.: Гнозис, 2007. 512 с.

Барт Р. Риторика образа / Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 297 – 318.

Бережная А.А. Некоторые особенности рекламного жанра // II Межд. Конгресс исследователей русского языка. Рус. яз.: история, судьбы и современность. Труды и материалы. М.: МГУ,2004. С. 425.

Вахрушев О.А. Некоторые особенности современной французской рекламы: эмоциональный компонент // Французский язык и культура Франции в России. ХХI век. Н. Новгород, 2004. С.65 – 67.

Гак В.Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста // Вестник МГУ. Серия 9. Филология -1997,

№ 3. С. 85 – 87.

Гачев Г.Д Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М. Изд-во Прогресс,1995. 480 с.

Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: Рус партнёр, 1994. 252 с.

Гольман И. Реклама плюс. Реклама минус. М.: ООО «Гелла-Принт», 2000. 240 с.

Грошев И.В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. С. 38–40.

Дейан А. Реклама. СПб. Нева. 2003. 124 с.

Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. Разрыв: реклама, ломающая общепринятое, Санкт-Петербург: Изд-во

«Питер», 2002, 272 с.

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: МГУ, 1998. 538 с.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

Клушина Н.И. Восприятие рекламы // Русская речь. 2001. № 1. С. 65–66.

Клушина Н.И. Увещевательная коммуникация в СМИ // Русская речь . 2002. № 6. С. 59–61

Клушина Н.И. Искусство обольщения // Русская речь. 2001. № 4. С. 62–64.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1998. 224 с.

Костомаров В.Г. К проблеме изучения текстов масс-медиа // Материалы МАПРЯЛ, Болгария, Варна, 2007. С. 124–127.

Лаптева О.А. Претензия одного жанра на преобразование структуры современного русского литературного языка (о силе рекламы) // Русское слово в мировой культуре. Конгресс международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. СПб.: Политехника, 2003. С. 194–200.

Леви Ю.Э. Вербальные и невербальные средства воздейственности рекламных текстов: Автореферат дис… канд. филол наук; М, 2003. 16 с.

Матанцев А.Н. Эффективность рекламы М.: Финпресс, 2002. 270 с.

Морковкин В.В. Русская лексика в аспекте педагогической лингвистики // Конгресс МАПРЯЛ «Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы». М.: Русский язык, 1986. С. 214–228.

Мокшанцев Р.И. Психология рекламы, М.: Инфра-М. С.129–131.

Номейн А. Продвижение в соцсетях быстро и легко, Екатеринбург, Издательские решения, 2017. 14 с.

Панда П. Тексты, которым верят. Коротко, понятно, позитивно. Изд-во «Питер», 2017. 256 с.

Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 2-е. М.: Академический проект, 2001. 990 с.

Уэллс У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. СПб.: Питер, 1999. 736 с.

Чернова Ж.В. Социальное конструирование гендерных отношений в СМИ // Социология гендерных отношений: уч. пособие под ред. З.С. Саралиевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССНЭП) 2003. С. 242–255.

Шмелева Т.В. Кодекс речевого поведения // Русский язык за рубежом. 1983. № 1. С. 72–77.

Auvray-Pagnozzi B. La langue de pub: le kit de survie de publicitaire Eyrolles. 2012. 266 p.

Mattelart A. La Publicité. Paris: La Découverte, 1994. 110 р.

Intartaglia J. “Generations pub. De l’enfant à l’adulte, tous sous influence?” de Boeck. 2014. 136 p.

References

Alekseyev M.P. Russkaya kultura i romanskiy mir. L.: Nauka. 1985. 539 р.

Antologiya kontseptov. M.: Gnozis. 2007. 512 р.

Bart R. Ritorika obraza // Izbrannyye raboty. Semiotika. Poetika. M.: Progress. 1989. Рр. 297–318.

Berezhnaya A.A. Nekotoryye osobennosti reklamnogo zhanra // II Mezhd. Kongress issledovateley russkogo yazyka. Rus. yaz.: istoriya. sudby i sovremennost. Trudy i materialy. M.: MGU.2004. Р.425.

Vakhrushev O.A. Nekotoryye osobennosti sovremennoy frantsuzskoy reklamy: emotsionalnyy component // Frantsuzskiy yazyk i kultura Frantsii v Rossii. KhKhI vek. N.Novgorod. 2004. Рр. 65–67.

Gak V.G. Emotsii i otsenki v strukture vyskazyvaniya i teksta // Vestnik MGU. Seriya 9. Filologiya -1997. № 3. Рр. 85–87.

Gachev G.D Natsionalnyye obrazy mira. Kosmo-Psikho-Logos. M.: Izd-vo Progress.1995. 480 р.

Germogenova L.Yu. Effektivnaya reklama v Rossii. Praktika i rekomendatsii. Germogenova. M.: Rus partner. 1994. 252 р.

Golman I. Reklama plyus. Reklama minus. M.: OOO «Gella-Print». 2000. 240 р.

Groshev I.V. Gendernyye obrazy reklamy // Voprosy psikhologii. 2000. Рр. 38–40.

Deyan A. Reklama. SPb: Neva; 2003. Р.124

Dryu Zh.-M. Lomaya stereotipy. Razryv: reklama. lomayushchaya obshcheprinyatoye. Sankt-Peterburg: Piter. 2002. 272 р.

Zolotova G.A., Onipenko N.K., Sidorova M.Yu. Kommunikativnaya grammatika russkogo yazyka. M.: MGU. 1998. 538 р.

Karasik V.I. Yazykovoy krug: lichnost. kontsepty. diskurs. M.:Gnozis. 2004. 390 р.

Klushina N.I. Vospriyatiye reklamy // Russkaya rech. 2001. №1. Рр. 65–66.

Klushina N.I. Uveshchevatelnaya kommunikatsiya v SMI // Russkaya rech. 2002. № 6. Рр. 59–61.

Klushina N.I. Iskusstvo obolshcheniya // Russkaya rech.2001. №4. Р. 62–64.

Klyuyev E.V. Rechevaya kommunikatsiya. Uchebnoye posobiye. M.: PRIOR. 1998. 224 р.

Kostomarov V.G. K probleme izucheniya tekstov mass-media // Materialy MAPRYaL. Bolgariya. Varna. 2007. Рр. 124–127.

Lapteva O.A. Pretenziya odnogo zhanra na preobrazovaniye struktury sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka (o sile reklamy) // Russkoye slovo v mirovoy kulture. Kongress mezhdunarodnoy assotsiatsii prepodavateley russkogo yazyka i literatury. SPb.: Politekhnika. 2003. Р. 194–200.

Levi Yu.E. Verbalnyye i neverbalnyye sredstva vozdeystvennosti reklamnykh tekstov: Avtoreferat dis… kand. filol. nauk. M. 2003. 21 р .

Matantsev A.N. Effektivnost reklamy. M.: Finpress. 2002. 270 р.

Morkovkin V.V. Russkaya leksika v aspekte pedagogicheskoy lingvistiki // Kongress MAPRYaL «Nauchnyye traditsii i novyye napravleniya v prepodavanii russkogo yazyka i literatury». M.: Russkiy yazyk. 1986. Рр. 214–228.

Mokshantsev R.I. Psikhologiya reklamy. M. Infra-M. Р.129-131.

Nomeyn A. Prodvizheniye v sotssetyakh bystro i legko. Ekaterinburg: Izdatelskiye resheniya. 2017. 14 р.

Panda P. Teksty, kotorym veryat. Korotko, ponyatno, pozitivno. Peterburg: Piter. 2017. 256 р.

Stepanov Yu. Konstanty: Slovar russkoy kultury. Izd. 2-e. M.: Akademicheskiy proyekt. 2001. 990 р.

Uells U., Bernet Dzh., Moriarti S. Reklama: printsipy i praktika. SPb.: Piter. 1999. 736 р.

Chernova Zh.V. Sotsialnoye konstruirovaniye gendernykh otnosheniy v SMI // Sotsiologiya gendernykh otnosheniy:

Uch. Posobiye pod red. Z.S. Saraliyevoy. M.:Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya(ROSSNEP). 2003. Рр. 242–255.

Shmeleva T.V. Kodeks rechevogo povedeniya // Russkiy yazyk za rubezhom. 1983. № 1. Р. 72–77.

Загрузки

Опубликован

2018-12-29

Выпуск

Раздел

Лингвистика и межкультурная коммуникация