Кросс-культурный аспект подготовки переводчиков

Авторы

  • Анастасия Агеева
  • Марина Лукина

Ключевые слова:

высшее образование, французский язык, лингвистика, перевод, региональная культура, образовательные технологии

Аннотация

В исследовании обосновывается целесообразность анализа средств передачи специфики региональной культуры в рамках преподавания иностранного языка в языковых вузах как одного из ключевых элементов подготовки переводчика. Принцип регионализации выступает одной из основных стратегий развития образования, реализация которого обозначает новый этап становления вариативного компонента образования на территории современной России. Широкое развитие туристической и спортивной инфраструктуры в Республике Татарстан, являющейся одним из наиболее востребованных с этой точки зрения субъектов Российской Федерации, диктует определенные требования к модификации контента языкового образования за счет изучения культурной и лингвокультурной специфики региона. При этом основной целью реализации региональной составляющей в образовательной практике языковых вузов выступает обучение студентов-лингвистов основам национальной культуры через призму иностранного языка с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей: понимания и уважения чужой культуры, толерантности и веротерпимости. Преимуществом введения региональной составляющей в практику языковой подготовки студентов-переводчиков является расширение общекультурного и лингвистического кругозора студентов, активизация и развитие навыков самостоятельной работы, совершенствование умений сравнительного анализа и синтеза материала.

На материале обучения французскому языку разработана системная характеристика методов внедрения региональных элементов культурного и цивилизационного плана в подготовку устных и письменных переводчиков. В работе также представлен сравнительный анализ практического применения различных типов аудиторной и внеаудиторной работы со студентами-лингвистами и его результаты.

Библиографические ссылки

Литература

Асланова М.А., Кудаев М.Р. Развитие региональной системы образования Республики. Адыгея с учетом современных тенденций. Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. 177 с.

Белогуров А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: Междунарю сб. науч. ст. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. С. 27–31.

Денисова Е.В. Развитие мотивации к изучению иностранного языка с опорой на национально-региональный материал в старших классах общеобразовательной школы: дис канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 163 c

Корниенко П.А Использование краеведческих материалов в обучении иностранным языкам (На примере Карачаево-Черкесской Республики, английский язык): дис канд. пед. наук. Пятигорск, 2005. 185 с.

Кузнецова А.П. Реализация национально-регионального компонента содержания обучения иностранным языкам в интегрированном курсе на проектной основе: дис канд. пед. наук. Москва, 2002. 285 с.

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка / пер. с англ. под ред. проф. К.М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2003. 261 с.

Ратнер Ф.Л. Национально-региональный компонент в учебных дисциплинах высшей школы РТ как фактор национальной самобытности // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. Казань: Экоцентр, 2007. С. 135–138.

Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: автореф. дис д-ра пед. наук.

М., 1997. 36 с.

Ageeva A.V., Abdullina L.R., Lukina M.S. Internet comments as means of developing social and cultural competence of students in linguistics major / INTED2017 Proceedings. Valencia: IATED, 2017. Р. 4462–4469.

Fèvre, J.-M. Manuel de gestion interculturelle. Sarreguemines: Colprint, 2013.

Escudé P., Janin P. Intercompréhension, clé du pluralisme. Paris, CLE International, 2015.

Mukhametshina E.E., Solovyova E.G., Pomortseva N.P. Integrative approach to enhancing linguists' background knowledge in culture / Journal of History Culture and Art Research. Vol.6, No. 4, 2017. P. 538–545.

Nieto C., Booth M.Z. Cultural competence: Its influence on the teaching and learning of international students / Journal of Studies in International Education. V.14, No.4, 2010. P. 406–425.

Волонтеры на универсиаде. Казань 2013 / Спорт в Казани. URL: htpp://sport-in-kazan.ru/volontery-na- universiade-kazan-2013 (дата обращения: 01.05.2018).

Волонтерская программа ЧМ–2015: цифры и факты / Официальный сайт 16-го Чемпионата мира ФИНА по водным видам спорта 2015 в Казани. URL: htpp://kazan2015.com/ ru/news_items/3567 (дата обращения 02.02. 2018).

References

Aslanova, M.A., Kudaev, M.R. Razvitie regional'noj sistemy obrazovaniya Respubliki Adygeya s uchetom sovremennyh tendencij. Majkop: Izd-vo AGU, 2008. 177 р.

Belogurov, A.YU. Faktor polikul'turnosti v kontekste ehtnonacional'noj strategii razvitiya rossijskogo obrazovaniya // Problemy polikul'turnogo obrazovaniya: Mezhdunaryu sb. nauch. st. Mahachkala: IPC DGU, 2001. Р. 27–31.

Denisova, E.V. Razvitie motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka s oporoj na nacional'no-regional'nyj material v starshih klassah obshcheobrazovatel'noj shkoly: dis. kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2002. 163 р.

Kornienko, P.A Ispol'zovanie kraevedcheskih materialov v obuchenii inostrannym yazykam (Na primere Karachaevo- CHerkesskoj Respubliki, anglijskij yazyk): dis. kand. ped. nauk. Pyatigorsk, 2005. 185 р.

Kuznecova, A.P. Realizaciya nacional'no-regional'nogo komponenta soderzhaniya obucheniya inostrannym yazykam v integrirovannom kurse na proektnoj osnove: dis. kand. ped. nauk. Moskva, 2002. 285 р.

Obshcheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, obuchenie, ocenka / per. s angl. pod red. prof. K.M. Iriskhanovoj . M: MGLU, 2003. 261 р.

Ratner F.L. Nacional'no-regional'nyj komponent v uchebnyh disciplinah vysshej shkoly RT kak faktor nacional'noj samobytnosti // Globalizaciya i nacional'naya samobytnost'. Forum yazykov. Kazan': Ekocentr, 2007. Р. 135–138.

Shapovalov V.K. Etnokul'turnaya napravlennost' rossijskogo obrazovaniya: avtoref. dis. d-ra ped. nauk. Moskva,

36 р.

Ageeva A.V., Abdullina L.R., Lukina M.S. Internet comments as means of developing social and cultural competence of students in linguistics major / INTED2017 Proceedings. Valencia: IATED, 2017. Р. 4462–4469.

Fèvre, J.-M. Manuel de gestion interculturelle. Sarreguemines. Colprint, 2013.

Escudé, P., Jani,n P. Intercompréhension, clé du pluralisme. Paris, CLE International, 2015.

Mukhametshina, E.E., Solovyova, E.G., Pomortseva, N.P. Integrative approach to enhancing linguists' background knowledge in culture // Journal of History Culture and Art Research. Vol. 6, No. 4, 2017. P.538–545.

Nieto, C., Booth, M.Z. Cultural competence: Its influence on the teaching and learning of international students // Journal of Studies in International Education. V. 14, No. 4, 2010. P. 406–425.

Volontery na universiade. Kazan' 2013 // Sport v Kazani. URL: htpp://sport-in-kazan.ru/volontery-na-universiade- kazan-2013 (data obrashcheniya: 01.05.2018).

Volonterskaya programma CHM–2015: cifry i fakty / Oficial'nyj sajt 16-go CHempionata mira FINA po vodnym vidam sporta 2015 v Kazani. URL: htpp://kazan2015.com/ ru/news_items/3567 (data obrashcheniya 02.02. 2018).

Загрузки

Опубликован

2018-12-29

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных яз