Лингводидактические возможности средств информатизации образования

Авторы

  • Наталья Есенина

Ключевые слова:

средства информатизации образования, лингводидактические возможности, мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации, виртуальная реальность

Аннотация

Развитие комплексной информатизации и интенсификации иноязычной подготовки независимо от уровня образования и его профильной направленности зависит от полноценной реализации лингводидактических возможностей средств информатизации образования. Отдельные возможности средств информационных и коммуникационных технологий   (ИКТ)   отражены    в    работах    зарубежных    и    отечественных    учёных. Так, справедливо отмечено, что перспективными с точки зрения обучения иностранным языкам являются такие технические средства информатизации образования, как мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации и виртуальная реальность, обладающие уникальными функциональными возможностями. Однако лингводидактические возможности средств информатизации образования анализируются эпизодически и вне контекста    их    функциональных     возможностей.    Цель    данной    работы    заключается в формулировании лингводидактических возможностей средств информатизации образования во взаимосвязи с функциональными возможностями технических средств мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации, виртуальная реальность, раскрытии лингводидактического потенциала технических средств и обосновании взаимозависимости между ИКТ и речевой коммуникации. В качестве результата представлен лингводидактический анализ функциональных возможностей перечисленных выше технических средств информатизации образования, взятых по отдельности. Были выявлены современные подходы к пониманию сущности отдельных технических средств информатизации образования, их возможностям, недостаткам и перспективам развития. Отмечен их лингводидактический потенциал в области моделирования ситуаций иноязычной речевой   коммуникации   и   взаимосвязанному   обучению   видам   речевой   деятельности. В заключении представлены одиннадцать лингводидактических возможностей средств информатизации       образования,       реализация       которых       создаёт       предпосылки для совершенствования обучения иностранным языкам.

Библиографические ссылки

Литература

Горбунова Т.С., Фахрутдинова А.В. Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Учёные записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. Казань, 2014. Т. 218. № 2. С. 64–69.

Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. М., 2005. 231 с.

Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. Курск: КГУ, Москва: МГПУ. 98 с.

Есенина Н.Е. Лингводидактический потенциал средств информационных и коммуникационных технологий // Современная коммуникативистика. М: Научно-издательский центр «Инфра-М». 2016. №6 (25). С. 41–49.

Костикова Л.П. Использование виртуальной обучающей среды MOODLE для формирования межкультурной компетенции студентов

//Инновации на основе информационных и коммуникационных технологийю.

№ 1. 2014. С. 82–84.

Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования //Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования: издается с июля 1937 /ред. Р.С. Бозиев. № 9. 2012. С. 25–6.

Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.

Behúnová A., Ádám N., Pietriková E. Mobile support for learning of foreign languages // 2016 International Conference on Emerging eLearning Technologies and Applications (ICETA). Vysoke Tatry, 2016. Pp. 15–21.

Carrio-Pastor M.L. Technology implementation in second language teaching and translation studies: New tools, new approaches. New Frontiers in Translation Studies. Springer Singapore. 2016. // URL: http://www.springer.com/gp/ book/9789811005718 (дата обращения: 17.11.2017)

Yesenina N.Y. Application of ICT for foreign language educational material memorizing by engineering students. Research result: Pedagogic and psychology of education. 3(2). Pp 16–20.

References

Behúnová, A., Ádám, N., Pietriková, E. (2016). Mobile support for learning of foreign languages. 2016 International Conference on Emerging eLearning Technologies and Applications (ICETA). Vysoke Tatry, pp. 15–21. (In English).

Carrio-Pastor, M.L. (2016).Technology implementation in second language teaching and translation studies: New tools, new approaches. New Frontiers in Translation Studies. Springer Singapore. //URL: http://www.springer.com/gp/ book/9789811005718 (accessed: 17.11.2017). (In English).

Gorbunova, T.S., Fahrutdinova, A.V. (2014). Primenenie audiovizual'nyh sredstv obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. [The use of audiovisual means of foreign language teaching in extra-linguistic high educational institution] // Uchyonye zapiski Kazanskoj gosudarstvennoj akademii veterinarnoj mediciny im. N. EH. Baumana. Kazan. T. 218. № 2. Pp. 64–69. (In Russian).

Grigor'ev, S.G., Grinshkun V.V. (2005). Informatizaciya obrazovaniya. Fundamental'nye osnovy. [Education Informatization. The Fundamental Foundations]. Uchebnik dlya pedagogicheskih vuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogov. M., 231 p. (In Russain).

Grinshkun, V.V. Grigor'ev, S.G. Obrazovatel'nye ehlektronnye izdaniya i resursy. [Educational electronic issues and resources] // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Kursk: KGU, Moskva: MGPU, 98 p. (In Russian).

Kostikova, L.P. (2014). Ispol'zovanie virtual'noj obuchayushchej sredy MOODLE dlya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii studentov [The using of virtual educative medium MOODLE for forming of students’ intercultural competence]. //Innovacii na osnove informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologijyu. M. № 1. Pp. 82–84. (In Russian).

Robert, I.V. (2012). Razvitie didaktiki v usloviyah informatizacii obrazovaniya [The development of didactics within education informatization] // Pedagogika: nauchno-teoreticheskij zhurnal Rossijskoj akademii obrazovaniya. M. № 9. Pp. 25–6. (In Russian).

Robert, I.V. (2014). Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psiholo-go-pedagogicheskij i tekhnologicheskij aspekty) [The theory and methodology of education informatization (pcychological and technological aspects)]. M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 398 p. (In Russian).

Yesenina, N. Y. (2017). Application of ICT for foreign language educational material memorizing by engineering students. Research result: Pedagogic and psychology of education. 3(2). Pp 16–20. (In English).

Yesenina, N. Ye. (2016). Lingvodidakticheskij potencial sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij [Linquadidactic potential of Informational and Communicational Facilities] //Sovremennaya kommunikativistika. M: Nauchno-izdatel'skij centr «Infra-M». №6 (25). Pp. 41–49. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

2018-09-09

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных яз