Особенности профессиональной подготовки специалистов языкового профиля в России и за рубежом

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.4.619-635

Авторы

Ключевые слова:

высшее языковое образование, специалист языкового профиля, специалист XXI в., иностранный язык, глобализационные процессы в образовании

Аннотация

В настоящее время развитие системы образования всех стран мира ознаменовано серьезными трансформациями, связанными с новыми требованиями к жизни и работе учебных заведений. Глобализационные процессы в образовании – вхождение России в мировое сообщество, стандартизация образования, развитие двухуровневой системы образования – обращают внимание отечественных ученых-исследователей на изучение опыта зарубежных стран в вопросах реформирования системы образования в целом и языкового образования в частности.

В статье приведены нормативно-правовые основы организации высшего языкового образования, перечислены основные тенденции языкового образования. Авторами статьи рассмотрены программы подготовки специалистов языкового профиля за рубежом, а именно в Ирландии (Тринити колледж), США (Гарвардский университет) и России (Казанский (Приволжский) федеральный университет). В статье исследователи приходят к выводу о том, что программы, представленные в образовательных учреждениях высшего образования, направлены на развитие творческого мышления, способности к успешному сотрудничеству и коммуникации с другими людьми, изучение основ межкультурного общения. Стремление профессионала идти в ногу со временем, отвечать современным политическим, экономическим, социокультурным требованиям, учиться новому, развивать профессиональные, личностные, социально-бытовые навыки является ценным качеством специалиста в XXI в.

Литература

  1. Сводная энциклопедия афоризмов. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/673/%D0%9F%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80 [дата обращения: 09.11.2021].
  2. Джуринский А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. Москва: Издательство «Прометей»; 2014.
  3. Кудашов В.И., Новоселова О.В. Российские высшие учебные заведения в условиях интеграции в международное образовательное пространство. Новосибирск: Профессиональное образование в современном мире. 2015; 1(16): 178­–192.
  4. Willey T. Beyond the foreign language crisis: Toward alternative to xenophobia and national security as basis for US language policies. The Modern Language Journal. 2007; 91(2): 252­–255.
  5. Сабирова Д.Р., Беляева Н.Ю. Языковая образовательная политика в Северной Ирландии (конец XX-начало XXI века). Современные проблемы науки и образования. 2018; (4). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27822 [дата обращения: 11.12.2021].
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201603040022 [дата обращения: 07.03.2021].
  7. European Commission. Action Plan on Language Learning and Linguistic Diversity; 2011. URL: http://europa.eu/legislation_summaries/education_training_youth/lifelong_learning/c11068_en.htm [дата обращения: 11.10.2021]
  8. Applied Language and Translation Studies/Dublin City University. URL: https://www.dcu.ie/courses/undergraduate/salis/applied-language-and-translation-studies#collapse-prospectus-requirements [дата обращения: 11.10.2021].
  9. Constitution of Ireland. Bunreacht na hEireann; 1937. URL: http://www.constitution.ie/reports/ConstitutionofIreland.pdf [дата обращения: 01.10.2021].
  10. Education and Training 2010, Work program. Cluster Key Competencies – Curriculum Reform, Synthesis Report on Peer Learning Activities in 2007, European Commission; 2010. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52018SC0014&from=EN [дата обращения: 15.03.2021].
  11. Jennifer B. Towards a National Policy for Languages in Education. The case of Ireland. URL: https://www.researchgate.net/publication/270080215_Towards_a_national_policy_for_languages_in_education_the_case_of_Ireland [дата обращения: 11.10.2021].
  12. UCD School of Languages, Cultures and Linguistics. URL: https://www.ucd.ie/slcl/study/undergraduateprogrammes/ [дата обращения: 11.10.2021].

Библиографические ссылки

References

Consolidated Encyclopedia of aphorisms. Available from: https://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/673/%D0%9F%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80 [accessed: 09.10.2021]. (In Russ.)

Dzhurinsky A.N. Comparative education. Challenges of the XXI century. Moscow: Izdatel'stvo «Prometey»; 2014. (In Russ.)

Kudashov V.I., Novoselova O.V. Russian higher education institutions in the context of integration into the international educational space. Novosibirsk: Professional`noe obrazovanie v sovremennom mire. 2015;1(16):178¬192. (In Russ.)

Willey T. Beyond the foreign language crisis: Toward alternative to xenophobia and national security as basis for US language policies. The Modern Language Journal. 2007;91(2):252¬255.

Sabirova D.R., Belyaeva N.Y. Language education policy in Northern Ireland (late XX – early XXI century). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018;(4). Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27822 [accessed: 11.10.2021]. (In Russ.)

Decree of the Government of the Russian Federation No. 326-r dated 29.02.2016. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201603040022. [accessed: 07.03.2021]. (In Russ.)

European Commission. Action Plan on Language Learning and Linguistic Diversity; 2011. Available from: http://europa.eu/legislation_summaries/education_training_youth/lifelong_learning/c11068_en.htm [accessed: 11.10.2021].

Applied Language and Translation Studies/Dublin City University. Available from: https://www.dcu.ie/courses/undergraduate/salis/applied-language-and-translation-studies#collapse-prospectus-requirements [accessed: 11.10.2021].

Constitution of Ireland. Bunreacht na hEireann; 1937. Available from: http://www.constitution.ie/reports/ConstitutionofIreland.pdf [accessed: 01.10.2021].

Education and Training 2010, Work program. Cluster Key Competencies – Curriculum Reform, Synthesis Report on Peer Learning Activities in 2007, European Commission; 2010. Available from: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52018SC0014&from=EN [accessed: 15.03.2021].

Jennifer B. Towards a National Policy for Languages in Education. The case of Ireland. Available from: https://www.researchgate.net/publication/270080215_Towards_a_national_policy_for_languages_in_education_the_case_of_Ireland [accessed: 11.10.2021].

UCD School of Languages, Cultures and Linguistics. Available from: https://www.ucd.ie/slcl/study/undergraduateprogrammes/ [accessed: 11.10.2021].

Загрузки

Опубликован

2021-12-17

Выпуск

Раздел

Педагогические науки