Инсценировка как жанр драматургического текста (на примере зарубежной литературы)

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.15-24

Авторы

Ключевые слова:

эпическое произведение, драматургия, зарубежная литература, драматургическая адаптация, театры Республики Татарстан, авторская версия, режиссёрская интерпретация

Аннотация

Издавна в репертуар театров помимо драмы входили инсценировки литературных произведений. Но в последнее время эта тенденция усилилась: драма утратила свою монополию, и театры всё чаще обращаются к эпическим, лирическим и документальным текстам. Эту особенность отмечал выдающийся исследователь современного театра, немецкий учёный Ханс-Тис Леман, создавший теорию «постдраматического театра». В данной ситуации возрастает роль инсценировки как формы драматургической адаптации прозы. В качестве авторов инсценировок могут выступать как сами писатели, создающие драматическую версию собственного произведения, так и профессиональные драматурги, режиссёры и т.д. В каждом из этих случаев инсценировка будет иметь свои особенности. При этом, хотя и созданная для театра, а по большей части для конкретного спектакля, она сохраняет черты драмы как рода литературы. В настоящей статье рассматриваются инсценировки, которые легли в основу спектаклей в театрах Республики Татарстан. Говоря о драматургических версиях прозаических произведений русской, татарской и зарубежной литературы, здесь мы подробно останавливаемся на последних. В центре нашего внимания находятся инсценировки по произведениям немецких, американских, турецких и других зарубежных авторов. В Татарстане существуют как татарские, так и русские театры. Поэтому речь в данной статье пойдёт о текстах на обоих языках.

Список литературы

  1. Инсценировка. Литературная энциклопедия. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia. [дата обращения: 23.03.2022].
  2. Затонский Д.В. Ремарк. История немецкой литературы, т. 5. М.: Наука; 1976.
  3. Леман Х.Т. Постдраматический театр. М: Издательская программа Фонда развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева; 2013.
  4. Исаева Н. Теория постдраматического театра: пристрелка по движущейся мишени. Постдраматический театр. М: Издательская программа Фонда развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева; 2013. с. 016‑025.

Библиографические ссылки

Dramatization. Literary encyclopedia. Dictionaries and encyclopedias on the Academic. URL: https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia. [accessed 03.23.2022]. (In Russ.)

Zatonsky D.V. Remark. History of German literature, vol. 5. M: Nauka; 1976. (In Russ.)

Lehmann H.-T. Post-dramatic theater. M: Izdatelskaya programma Fonda razvitiya iskusstva dramaticheskogo teatra regissjora i pedagoga Anatoliya Wasilyeva; 2013 (In Russ.)

Isaeva N. Theory of post-dramatic theater: shooting at a moving target / Post-dramatic thea-ter. Moscow: Izdatelskaya programma Fonda razvitiya iskusstva dramaticheskogo teatra regissyora i pedagoga Anatoliya Wasilyeva; 2013. p.016 025. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-04-06

Выпуск

Раздел

Литературоведение