Обучение языку лингводидактическими методами через снятие языкового барьера

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.121-139

Авторы

Ключевые слова:

педагогическая наука, психологический аспект, студент, обучение, коммуникативный метод, контекстный подход, будущий специалист

Аннотация

Наличие большого количества методик обучения не всегда позволяет выпускникам как языковых, так и неязыковых вузов, даже обладающих хорошими языковыми знаниями, говорить на изучаемых языках относительно свободно, особенно в ситуациях спонтанной речи. Причиной, на наш взгляд, является страх произнести речь в разных ситуациях при решении множества коммуникативных задач. Рассматриваемое явление подтверждает наличие так называемого языкового барьера, препятствующего эффективному иноязычному общению между представителями разноязычных специалистов. Цель исследования состояла в том, чтобы попытаться внедрить в учебный процесс такие лингводидактические методы, которые могли бы способствовать снятию языкового барьера как психологического фактора. Проблема изучалась такими отечественными учеными, как Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, Х.Ф. Макаев и др. Большой вклад в решение проблемы внесли работы таких зарубежных ученых, как Б. Уайт, Дж. Брунер, У. Пенфилд, Р. Робертс, Т. Элиот, Р. Клемент, П. Макинтайр, К. Ноэлс и др. Исследование базировалось на сочетании коммуникативного метода и контекстного подхода путем оказания изучающим язык всесторонней поддержки, в частности психологической, в мыслеформировании, речеобразовании и речепроизводстве. Все методы и приемы обучения были подкреплены подходом неожиданности, определяющим фактор спонтанной речи. Исследование проводилось на основе реализации всех четырех видов речевой деятельности. Результаты показали, что комфортная атмосфера, роль преподавателя в мотивировании студентов к изучению языка через поддержку их стремления к достижению успеха, учет личностных, профессиональных и языковых качеств студентов через использование эффективных лингводидактических приемов, подкрепленных психологическими аспектами, способствуют практической реализации цели исследования и внесению определенного вклада в теорию педагогической науки.

Список литературы

  1. Bruner J.S. Education process. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1960.
  2. Llah A., Pilar M. Teaching language through literature: Wasteland in the ESL classroom. Odyssey. Journal of English Studies; 2017.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика обучения. Пособие для студентов Лингу. 3-е изд., ст. М.: Издательский центр «Академия»; 2006. с.19-20.
  4. Grabe W, Stoller F. Reading and vocabulary development in a second language: a case study. Cody J., Hakina T. Second language vocabulary acquisition. Cambridge: Cambridge University Press; 1997. p. 98-122.
  5. Lazar G. Teaching literature and language. The Routledge Handbook of Language and Creativity Routledge; 2015.
  6. Makayev Kh.F., Makayeva G.Z. Listening-Reacting Ability as One of Vital Activities for Training Spontaneous Communication Skills. EDULEARN19: 11TH International Conference on Education and New Learning Technologies, 1957 – 1962; 2019.
  7. Флеров О.В. Исправление ошибок в устной речи студентов в процессе коммуникативного обучения иностранным языкам. Высшее образование сегодня. 2012;(7):63-65.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2-е изд., исправленное, переработанное. М.; 1999.
  9. Большой толковый психологический словарь. Т.1. М: Вече Аст; 2000.
  10. Masgoret A.‐M., Gardner R. Attitudes, Motivation, and Second Language Learning: A Meta‐Analysis of Studies Conducted by Gardner and Associates. Language Learning 53(S1); 2003. p.123-163.
  11. Арнольд Дж. Я-концепция и аффективная область в изучении языка, самооценке и изучении иностранного языка. Кембридж: Издательство Кембриджских ученых; 2007.
  12. Епанчинцев Г.А., Козловская Т.Н. Взаимосвязь мотивации успеха и ригидности личности. Вестник Оренбургского государственного университета. 2020;227(4):95-104.
  13. URL: http://naukarus.com/yazykovoy-barier-prichiny-vozniknoveniya-i-puti-preodoleniya. [дата обращения11.2021].
  14. Makayev Kh.F., Makayeva G.Z., Yakhin M.A. Teaching Speaking as the Process of Leading Students from Pure Memorization to Meaningful Communication. INTED2017: 11th International Technology, Education and Development Conference; 2017. p.4795-4799. DOI: 21125/INTED.2017.1117
  15. Bruner J.S. Opening act. Harvard Educational Review. 1961;(31):21-32.
  16. Makayev Kh.F., Makayeva G.Z., Yakhin M.A., Gulkanyan M.K. The Formation of Students' Communicative Competence by Considering their Personality Features. 9th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN17); 2017. p.5166-5171.
  17. Макаев Х.Ф. Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка студентов как фактор повышения мотивации профессионального и карьерного роста: Монография. Уфа: Изд-во УГПТУ; 2007.
  18. Берт М., Дулай Х., Финоккиаро М. Взгляды на английский как второй язык. Нью-Йорк: Издательство Регента; 1977.
  19. Х.Ф. Макаев Языковая среда как главное условие эффективности обучения иностранному языку. Alma mater. Вестник высшего образования. 2014;(7):92-95.

Библиографические ссылки

Bruner J.S. Education process. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1960.

Llah A., Pilar M. Teaching language through literature: Wasteland in the ESL classroom. Odyssey. Journal of English Studies; 2017.

Galskova N.D., Gez N.I. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and teaching methods. Student allowance Izdatel'skij сentr «Akademiya»; 2006. p.19-20. (In Russ.)

Grabe W, Stoller F. Reading and vocabulary development in a second language: a case study. Cody J., Hakina T. Second language vocabulary acquisition. Cambridge: Cambridge Univer-sity Press; 1997. p. 98-122.

Lazar G. Teaching literature and language. The Routledge Handbook of Language and Cre-ativity Routledge; 2015.

Makayev Kh.F., Makayeva G.Z. Listening-Reacting Ability as One of Vital Activities for Training Spontaneous Communication Skills. EDULEARN19: 11TH International Conference on Education and New Learning Technologies, 1957 – 1962; 2019.

Flerov O.V. Correction of errors in the oral speech of students in the process of communica-tive teaching of foreign languages. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012;(7):63-65. (In Russ.)

Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. Textbook for high schools. 2nd ed., corrected, re-vised. M.; 1999. (In Russ.)

Big explanatory psychological dictionary. T.1. M: Veche Ast; 2000. (In Russ.)

Masgoret A.‐M., Gardner R. Attitudes, Motivation, and Second Language Learning: A Me-ta‐Analysis of Studies Conducted by Gardner and Associates. Language Learning 53(S1); 2003. p.123-163.

Arnold J. Self-concept and the affective realm in language learning, self-esteem and foreign language learning. Cambridge: Cambridge Scholars Press; 2007. (In Russ.)

Epanchintsev G.A., Kozlovskaya T.N. Relationship between success motivation and person-ality rigidity. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020;227(4):95-104. (In Russ.)

URL: http://naukarus.com/yazykovoy-barier-prichiny-vozniknoveniya-i-puti-preodoleniya. [accessed 03.11.2021]. (In Russ.)

Makayev Kh.F., Makayeva G.Z., Yakhin M.A. Teaching Speaking as the Process of Leading Students from Pure Memorization to Meaningful Communication. INTED2017: 11th International Technology, Education and Development Conference; 2017. p. 4795-4799. DOI: 10.21125/INTED.2017.1117

Bruner J.S. Opening act. Harvard Educational Review. 1961;(31):21-32.

Makayev Kh.F., Makayeva G.Z., Yakhin M.A., Gulkanyan M.K. The Formation of Stu-dents' Communicative Competence by Considering their Personality Features. 9th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN17); 2017. p.5166-5171.

Makaev H.F. Professionally-oriented foreign language training of students as a factor in increasing the motivation of professional and career growth: Monograph. Ufa: Izd-vo UGPTU; 2007. (In Russ.)

Burt M., Dulai H., Finocchiaro M. Perspectives on English as a second language. New York: Regent's Publishing Company; 1977. (In Russ.)

Makaev H.F. Language environment as the main condition for the effectiveness of teaching a foreign language. Alma mater. Vestnik vysshego obrazovaniya. 2014;(7):92-95. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-04-06

Выпуск

Раздел

Педагогические науки