«Поток сознания зверя» в творчестве Ч. Айтматова и А. Баянова: диалог с этнической художественной традицией

Авторы

  • Дания Загидуллина

Ключевые слова:

Чингиз Айтматов, Ахсан Баянов, тюркоязычные литературы, возвращение к национальным истокам, «поток сознания», «поток сознания зверя»

Аннотация

Использование приема «поток сознания» в отношении животных в творчестве Чингиза Айтматова и Ахсана Баянова позволяют проследить некоторые аспекты трансформации соцреализма в «период оттепели», которая в тюркоязычных литературах была ознаменована возвращением к национальным истокам. Первые признаки трансформации соцреализма, ознаменованной возвращением к национальным истокам, наблюдаются в рассказах А. Еники еще военных лет: прозаик внимательно наблюдает за мыслительным процессом отдельного героя, поставленного в условия жестких испытаний, обращается к приему «потока сознания», на историю героя в качестве авторской позиции накладывается философская оценка мира, выраженная путем возведения образов до уровня символа. Схожие преобразования наблюдаются в творчестве Чингиза Айтматова 1950‑1960-х гг. Их произведения рассказывают о Человеке, предлагая анализ его душевного состояния взамен соцреалистическому жизнеописанию; использование при создании образов всех основных героев приемов психологизма, и даже психоанализа и «потока сознания», обеспечивает в тюркоязычных литературах невиданное ранее эмоциональное воздействие на читателя. Еще одной общей особенностью творчества двух прозаиков становится постановка национальных проблем на уровне общечеловеческих. Они оба связывают проблему сохранения человеческого в человеке, сохранения человеком своего «я» – с необходимостью сохранения связей с традициями, историческими корнями, с родом, этносом. Дальнейшие трансформации в прозе были связаны с обращением к структуре эпических сказаний тюркских народов, которая позволяла складывать в единую картину мира – жизнь отдельно взятого человека, картину «строительства социализма», состояние человеческого духа и будущего человечества. В творчестве Ч. Айтматова и А. Баянова формируется художественная картина мира, в корне отличающаяся от той, что на протяжении десятилетий транслировала литература социалистического реализма. Произведения этих писателей, свободные от идеологически предвзятых воззрений на мир и судьбу народов, раскрыли роль национальных традиций, представили богатейший опыт народной жизни, особенности жизненного уклада, норм поведения, ментальности тюркских народов, сумев придать национальным ценностям статус общечеловеческих. Сопоставление их творчества позволяет осмыслить масштабность возрожденческих процессов, которые произошли в национальных литературах СССР во второй половине ХХ века.

Библиографические ссылки

Айтматов Ч.Т. Когда падают горы (Вечная невеста): роман, повесть, новелла. СПб: Азбука-классика, 2007. 480 с.

Баянов Ә. Аязучан болытлы һава: повестьлар. Казан: Татар. кит. нәшр., 1981. 312 б.

Баянов Ә. Заман сурәтләре: Лирик язмалар, мәкаләләр, очерклар. Казан: Татар. кит. нәшр., 1985. 271 б.

Баянов Ә. Урланган ай: повестьлар. Казан: Татар. кит. нәшр. 1997. 351 б.

Баянов Ә. Ут һәм су: роман. Казан: Татар. кит. нәшр., 1973. 263 б.

Васильев И.Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 320 с.

Загидуллина Д.Ф. Авангард в татарской литературе 1960 1980 гг.: причины возникновения и национальные особенности // Филология и культура. 2014. № 1 (36). С. 126 130.

Загидуллина Д.Ф. Авангардные явления в тюркоязычных литературах в середине ХХ века: Амирхан Еники и Чингиз Айтматов // Возрождение национальных литератур во второй половине ХХ века и Чингиз Айтматов: международная научно-практическая конференция, 12 декабря 2018 г., сб. материалов. Казань: ИЯЛИ, 2018. С. 6 15.

Заһидуллина Д.Ф. 1960-1980 еллар татар әдәбияты: яңарыш мәйданнары һәм авангард эзләнүләр. Казан: Татар. кит. нәшр., 2015. 383 б.

Зверев А.М. «Поток сознания» // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. Стб. 773.

Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 400 с.

Мискина М.С. Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова: Автореф. дисс. ... канд.филол.наук. Томск, 2003. 11 с.

References

Aitmatov Ch. (2007). When the mountains fall, or the eternal bride. Saint-Petersburg: ABC-Classic. 480 p. (in Russian)

Baiyanov Ah. (1981). Bad weather: story. Kazan: Tatars.kn. ed. 312 p. (in Tatar)

Baiyanov Ah. (1985). The faces of time: story. Kazan: Tatars.kn. ed. 271 p. (in Tatar)

Baiyanov Ah. (1997). The stolen moon: story Kazan: Tatars.kn. ed. 351 p. (in Tatar)

Baiyanov Ah. (1973). Water and flame: roman Kazan: Tatars.kn. ed. 263 p. (in Tatar)

Vasiliev I.E. Russian poetic avant-garde of the twentieth century. Ekaterinburg: Izd-vо Ural. un-tа, 2000. 320 p. (in Russian)

Zagidullina D.F. (2014). Avant-garde in Tatar literature of the 1960 1980´s: causes and national characteristics // Philology and culturе. № 1 (36). Pp. 126 130 (in Russian)

Zagidullina D.F. (2018). Avant-garde phenomena in Turkic-language literatures in the mid-twentieth century: Amirhan Eniki and Chyngyz Aitmatov //Renessance of national literature in the 2nd half of the XX century and Chyngyz Aitmatov international scientific and practical conference. December 12. Kazan. 6 15 p. (in Russian)

Zagidullina D.F. (2015). In Tatar literature of the 1960 1980´s: аvant-garde experimentation. Kazan: Tatars.kn. ed. 383 p. (in Tatar)

Zverev A.M. (2001). Stream of consciousness // Literary Encyclopedia of terms and concepts. Moscow. 773 p. (in Russian)

Kulakov В. (1999). Poetry as a fact. Articles about poems. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 400 p. (in Russian)

Muskina M.S. (2003). Folklore and mythological motifs in prose in Ch. Aitmatov. Abstract. diss. ... cand. philol. sciences. Tomsk. 11 p. (in Russ.)

Загрузки

Опубликован

2021-03-29

Выпуск

Раздел

Литературоведение