Взаимодействие педагогов и студентов в цифровой образовательной среде в процессе обучения иностранному языку

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.1.7-15

Авторы

Ключевые слова:

педагогическое взаимодействие, высшее образование, иностранный язык, цифровая образовательная среда

Аннотация

Процесс цифровизации высшего профессионального образования актуализирует необходимость теоретического осмысления и обоснования сложившегося и устойчивого педагогического явления взаимодействия участников образовательного процесса в новых условиях. Государственный стандарт высшего образования требует, чтобы современный выпускник обладал высоким уровнем компетентности в иноязычной коммуникации, поэтому повышение качества и эффективности учебного процесса является в настоящее время важной частью образовательного процесса в университете. Педагогическое взаимодействие, как структурный компонент системы обучения, позволяющий повысить уровень знаний иностранного языка у студентов, становится объектом растущего научного интереса. Целью статьи является выявление уровня мотивации студентов к взаимодействию с преподавателями на уроках иностранного языка в цифровой образовательной среде университета. В процессе исследования использовались методы изучения, обобщения, анализа педагогической литературы и педагогического опыта, а также метод анкетного опроса. В результате исследования были получены эмпирические данные о мотивации студентов к взаимодействию с преподавателями в цифровой образовательной среде университета; рассмотрена сущность, определена структура и специфика взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения иностранному языку. Материалы статьи могут быть полезными для магистрантов, аспирантов, исследователей в области педагогики.

Список литературы

  1. Андриенко А.В. Взаимодействие преподавателей и студентов в контексте профессиональной педагогики. Мир науки, культуры, образования. 2008; 2(9): 107–111.
  2. Барабанова З.П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися. Современные наукоемкие технологии. 2008; 1:40–42.
  3. Николаева Л.В., Саввинова Р.В. Взаимодействие преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов. Современные наукоемкие технологии. 2015; 12(2): 351–354.
  4. Рублева Ю.Ю. Сущность педагогического взаимодействия как фактора развития всех участников воспитательно-образовательного процесса. Интернет-журнал «Мир науки». 2016; 4(3): 16–19. URL: http://mir-nauki.com/PDF/43PDMNpdf [дата обращения: 21.01.23].
  5. Che Ahmad Che Nidzam, Shaharim Saidatul Ainoor, Abdullah Mohd. Teacher-student interactions, learning commitment, learning environment and their relationship with student learning comfort. Journal of Turkish Science Education. 2017; 14: 57–72. DOI: 10.12973/tused.10190a. URL: https://www.researchgate.net/publication/317029230_Teacher-student_interactions_learning_commitment_learning_environment_and_their_relationship_with_student_learning_comfort/link/592fcf6b45851553b67ed652/download [дата обращения: 19.01.23].
  6. Moirano R., Sánchez M.A., Štěpánek L. Creative interdisciplinary collaboration: A systematic literature review. Thinking Skills and Creativity. 2020; 35: 1–14. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2019.100626. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1871187119302196.
  7. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании. Инновационное развитие профессионального образования. 2019; 1(21): 55–59.
  8. Монспан Т.С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Иркутск; 2020. 183с.
  9. Петров П. К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: монография. М.; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»; 2003. 473с.
  10. Ананьин М.С., Николаев И.В. Педагогическое взаимодействие как условие эффективности образовательной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Теория и методика физической культуры, спорта и туризма. Межвузовский сб. науч.-метод. работ. Санкт-Петербург; 2021: 238–241.
  11. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. Екатеринбург: Изд. УрГПУ; 2013. 203 с.
  12. Фролова Г.М. Учет возможностей педагогического взаимодействия при планировании учебных занятий. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022; 3(844):94–99. DOI: 10.52070/2500-3488_2022_3_844_94

Библиографические ссылки

References

Andrienko A. V. Interaction of teachers and students in the context of professional peda-gogy. The world of science, culture, education. 2008; 2(9): 107–111. (In Russ.).

Barabanova Z.P. Organization of educational interaction between the teacher and stu-dents. Modern science-intensive technologies. 2008; 1:40–42. (In Russ.).

Nikolaeva L.V., Savvinova R.V. Interaction between a teacher and a student as a condi-tion for the effectiveness of the professional training of future specialists. Modern science-intensive technologies. 2015; 12(2): 351–354. (In Russ.).

Rubleva Yu.Yu. The essence of pedagogical interaction as a factor in the development of all participants in the educational process. Internet journal “World of Science”. 2016; 4(3): 16–19. Available from: http://mir-nauki.com/PDF/43PDMN316.pdf [accessed: 21.01.23]. (In Russ.).

Che Ahmad, Che Nidzam, Shaharim Saidatul Ainoor, Abdullah, Mohd. Teacher-student interactions, learning commitment, learning environment and their relationship with student learning comfort. Journal of Turkish Science Education. 2017; 14: 57–72. DOI: 10.12973/tused.10190a. Available from: https://www.researchgate.net/publication/317029230_Teacher-stu-dent_interactions_learning_commitment_learning_environment_and_their_relationship_with_student_learning_comfort/link/592fcf6b45851553b67ed652/download. [accessed: 01.19.23].

Moirano R., Sánchez M.A., Štěpánek L. Creative interdisciplinary collaboration: A sys-tematic literature review. Thinking Skills and Creativity. 2020; 35: 1–14. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2019.100626. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1871187119302196.

Lapin V.G. Digital educational environment as a condition for ensuring the quality of stu-dent training in secondary vocational education. Innovative development of vocational education. 2019; 1(21): 55–59. (In Russ.).

Monspan T.S. Formation of professionally important qualities of future teachers for work in a digital educational environment: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08. Irkutsk; 2020. 183 p. (In Russ.).

Petrov P.K. Theoretical and methodological foundations for the training of specialists in physical culture and sports using modern information and communication technologies: monograph. M.; Izhevsk: Publishing House “Udmurt University”; 2003. 473p. (In Russ.).

Ananyin M.S., Nikolaev I.V. Pedagogical interaction as a condition for the effectiveness of educational activities in the field of physical culture and sports. Theory and methodology of physical culture, sports and tourism. Interuniversity scientific method. works. St. Petersburg; 2021: 238–241. (In Russ.).

Korotaeva E.V. Fundamentals of interaction pedagogy: theory and practice: monograph. Yekaterinburg: Publ. House “USPU”; 2013. 203p. (In Russ.).

Frolova G.M. Accounting for the possibilities of pedagogical interaction when planning training sessions. Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2022; 3(844): 94–99. DOI: 10.52070/2500-3488_2022_3_844_94(In Russ.).

Загрузки

Опубликован

2023-03-27

Выпуск

Раздел

Педагогика.Теория и методика обучения и воспитания