Экспериментальное исследование трактовок красного цвета в британской и американской лингвокультуре (по материалам опроса искусственных билингвов)

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.1.111-122

Авторы

Ключевые слова:

красный цвет, лингвокультура, английский, рок-дискурс, обложка, трактовка, эксперимент

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования трактовок красного цвета в британской и американской лингвокультурах, которое проводилось на материале рок-дискурса этих лингвокультур и состояло из трех этапов: подготовительного, экспериментального, заключительного. Цель – установить, соответствуют ли психофизические, лингвокультурные и лексикографические данные об этом цвете в британской и американской лингвокультурах, идентифицированные на подготовительном этапе, действительному восприятию и  трактовке красного цвета искусственными билингвами, владеющими английским языком. По результатам первого блока экспериментального этапа (открытый вопрос) ответы респондентов разделены на две группы: изобразительные толкования и метафорические ассоциации. Большинство из них соответствуют данным подготовительного этапа. На второй стадии этого этапа все из трех трактовок красного цвета («энергия», «революция / радикальность», «опасность»), определенные на подготовительном этапе, были успешно установлены респондентами при анализе предложенных обложек британского и американского рок-дискурсов. Для каждой из шести исследованных рок-обложек удалось установить дополнительные трактовки красного цвета. На третьей стадии экспериментального этапа (закрытый вопрос) все трактовки красного цвета, определенные на подготовительном этапе с помощью психофизических, лингвокультурных и лексикографических данных, были так или иначе выбраны респондентами, что подтвердило их релевантность в отношении исследуемых лингвокультур.

Список литературы

  1. Тихонова И.Б. Green technology: метафора цвета в профессиональном дискурсе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022; 1(89): 129–137. URL: https://doorg/10.21603/2078-8975-2022-24-1-129-137.
  2. Высоцкая И.В. Каким бывает "цвет лица": взгляд лингвиста. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022; 8(2): 281–298. URL: https://doorg/10.28995/2686-7249-2022-8-281-298.
  3. Rohde H., Rubio-Fernandez P. Color interpretation is guided by informativity expectations, not by world knowledge about colors. Journal of Memory and Language. 2022; 127. URL: https://doi.org/10.1016/j.jml.2022.104371.
  4. Карташкова Ф.И., Беляева Л.Е. Значение цвета в английских литературных произведениях. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022; 1: 201–212. URL: https://doi.org/22363/2313-2299-2022-13-1-201-212.
  5. Mylonas D., MacDonald L. Augmenting basic Colour terms in English. Color Research & Application. 2016; 41(1): 32– URL: https://doi.org/10.1002/col.21944.
  6. Дюкин С.Г. Рок-н-ролльный дискурс как зеркало перестройки. Диалог со временем. 2021; 76: 265–275. URL: https://doi.org/21267/AQUILO.2021.76.76.007.
  7. Von Appen R. Analyzing and Interpreting Song Forms. The Bloomsbury Handbook of Rock Music Research. гл. ред. и сост. A. Moore, P. Carr. Нью-Йорк: Bloomsbury Academic; 2020. с.91–
  8. Buechner V.L., Maier M. Not always a matter of context: direct effects of red on arousal but context-dependent moderations on valence. PeerJ. 2016; 4. URL: https://doi.org/10.7717/peerj.2515.
  9. Mentzel S.V., Schücker L., Hagemann N., Strauss B. Emotionality of Colors: An Implicit Link between Red and Dominance. Front Psychol. 2017; 8 (317). URL: https://doorg/10.3389/fpsyg.2017.00317.

Библиографические ссылки

References

Tikhonova I.B. Green Technology: Color Metaphor in Professional Discourse. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; 24(1): 129–137. Available from: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-129-137. (In Russ.)

Vysotskaya I.V. Kinds of ‘complexion’: a linguist’s view”. RSUH/RGGU Bulletin. “Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies”. 2022; 8(2): 281–298. Available from: https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-8-281-298. (In Russ.)

Rohde H., Rubio-Fernandez P. Color interpretation is guided by informativity expec-tations, not by world knowledge about colors. Journal of Memory and Language. 2022; 127. Avail-able from: https://doi.org/10.1016/j.jml.2022.104371.

Kartashkova F.I., Belyaeva L.E. Colour Meaning in English Literary Pieces. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2022; 1: 201–212. Available from: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-1-201-212.

Mylonas D., MacDonald L. Augmenting basic Colour terms in English. Color Re-search & Application. 2016; 41(1): 32–42. Available from: https://doi.org/10.1002/col.21944.

Dyukin S.G. Rock-discourse as the reflection of Perestroika. Dialogue with Time. 2021; 76: 265–275. Available from: https://doi.org/10.21267/AQUILO.2021.76.76.007. (In Russ.)

Von Appen R. Analyzing and Interpreting Song Forms. The Bloomsbury Handbook of Rock Music Research. ch. ed. and comp. A. Moore, P. Carr. New York: Bloomsbury Academic; 2020. pp.91–106.

Buechner V.L., Maier M.A. Not always a matter of context: direct effects of red on arousal but context-dependent moderations on valence. PeerJ. 2016; 4. Available from: https://doi.org/10.7717/peerj.2515.

Mentzel S.V., Schücker L., Hagemann N., Strauss B. Emotionality of Colors: An Implicit Link between Red and Dominance. Front Psychol. 2017; 8 (317). Available from: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00317.

Загрузки

Опубликован

2023-03-27

Выпуск

Раздел

Филология. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвисти