Использование цифрового портфолио при оценивании профессиональных компетенций будущих учителей

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.3.440-457

Авторы

Ключевые слова:

информационные технологии, оценка компетенций, педагогическое образование, педагогическая практика, цифровое портфолио, электронное портфолио, рефлексия, самооценка, профессиональное развитие

Аннотация

В настоящее время цифровые технологии широко применяются на всех уровнях образования и эффективно используются при решении многих методических задач. В данном исследовании информационные технологии рассматриваются как важный элемент оценивания профессиональных компетенций студентов педагогических факультетов во время прохождения педагогической практики в школе. Под информационными технологиями в статье подразумеваются различные устройства, позволяющие документально зафиксировать процесс приобретения первого профессионального опыта и провести его объективный анализ. Под цифровым портфолио понимаются все файлы и электронные документы, созданные студентами в процессе прохождения производственной практики.

Целью данного исследования является анализ преимуществ и недостатков использования цифрового портфолио в процессе оценивания профессиональных компетенций студентов в ходе педагогической практики в школе и формулирование рекомендаций для реализации всего потенциала данной технологии. В качестве материала исследования был использован опыт швейцарских педагогов, которые на протяжении нескольких лет применяют цифровое портфолио для анализа результатов педагогической практики студентов. Особое внимание в статье уделяется роли цифрового портфолио для развития навыков рефлексии, самоанализа и самооценки будущих педагогов.

Литература

  1. Тихонова Н.В. Организация контроля знаний студентов в условиях удаленного обучения. Казань: Казанский лингвистический журнал. 2021;1(4): 111–125.
  2. Эрнст Г.Г. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя впериод педагогической практики. Нижний Новгород: Нижегородское образование. 2019;(4): 26–32.
  3. Kaldi S., Xafakos E. Student teachers' school teaching practice: The relation amongst perceived self-competence, motivation and sources of support. Teaching and Teacher Education. 2017;67(1): 246–258.
  4. Марголис А.А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик. Москва: Психологическая наука и образование. 2019;24(1): 5–30.
  5. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (на основе материалов зарубежных источников). Москва: Психологическая наука и образование. 2004;9(4): 5–10.
  6. Темербекова А.А., Джанабилова С.А. Различные подходы к определению понятия «цифровое портфолио студента». Томск: Научно-педагогическое обозрение. 2018;3(21): 122–128.
  7. Гостин А.М., Панюкова С.В. Создание и ведение карьерного веб-портфолио студента. Москва: Высшее образование в России. 2014;(4): 126–130.
  8. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио. Москва: Высшее образование в России. 2017;(5): 118–122.
  9. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Учительский портфолио студента-педагога. Вопросы образования. 2005;(4): 174–189.
  10. Balagtas M., Ubina M.M. Looking Through the Digital Portfolios of Teachers at Different Career Stages: Lessons and Reasons. AsTEN Journal of Teacher Education. 2018;(1): 1–13.
  11. Курбацкий В.Н. Цифровой след в образовательном пространстве как основа трансформации современного университета. Минск: Вышэйшая школа. 2019;5(133): 40–45.
  12. Степаненко А.А., Фещенко А.В. «Цифровой след» студента: поиск, анализ, интерпретация. Томск: Открытое и дистанционное образование. 2017;4(68): 58–62.
  13. Coen P.-F., Sieber M., Lygoura S. Apports des terminaux numériques dans le processus d’(auto) évaluation d’enseignants en formation. In A. Jorro et N. Droyer (Eds). L’évaluation, levier pour l’enseignement et la formation. Bruxelles: De Boeck; 2018: 117–130.
  14. Hefhaf J., Rebord N. Dispositif d’évaluation de la pratique enseignante sur traces audiovisuelles. Évaluer. Journal international de recherche en éducation et formation. 2020(1): 155–163.
  15. Tessaro W. Le portfolio numérique en formation des enseignants : quels enjeux d’une démarche dialogique. Évaluer. Journal international de recherche en éducation et formation. 2020;6(1): 51–62.
  16. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М; 2014.
  17. Birgin O., Baki A. The Use of portfolio to assess student’s performance. Journal of Turkish science education. 2007;4(2): 75–90.
  18. Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов. Екатеринбург: Образование и наука. 2018;20(6): 139–157.

Библиографические ссылки

References

Tikhonova N.V. Students’ knowledge assessment in online learning. Kazan: Kazanskij lingvisticheskij zhurnal. 2021; 1(4): 111–125. (In Russ.)

Ernst G.G. Development of the professional reflection of a future teacher in a pedagogical practice period. Nizhny Novgorod: Nizhegorodskoe obrazovanie. 2019; (4): 26–32. (In Russ.)

Kaldi S., Xafakos E. Student teachers' school teaching practice: The rela-tion amongst perceived self-competence, motivation and sources of support. Teaching and Teacher Education. 2017; 67(1): 246–258.

Margolis A.A. Teacher Performance Evaluation: A Review of Best Foreign Practices. Moscow: Psihologicheskaja nauka I obrazovanie. 2019; 24(1): 5–30. (In Russ.)

Zagvozdkin V.K. Role of portfolio in the educational process. Some psy-chological and pedagogical aspects (based on the materials of foreign sources). Moscow: Psihologicheskaja nauka I obrazovanie. 2004; 9(4): 5–10. (In Russ.)

Temerbekova A.A., Dzhanabilova S.A. (2018). Digital portfolio as means of students’ research competence formation. Tomsk: Nauchno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2018; 3(21): 122–128. (In Russ.)

Gostin A.M., Panyukova S.V. Creation and maintenance of the career web portfolio of students: problems and solutions. Moscow: Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014; (4): 126–130. (In Russ.)

Boronenko T.A., Fedotova V.S. Pedagogical monitoring of the effective-ness of the student's research activity: electronic portfolio. Moscow: Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; (5): 118–122. (In Russ.)

Novikova T.G., Pinskaya M.A., Prutchenkova A.S. Student teacher portfolio. Voprosy obrazovanija. 2005; (4): 174–189. (In Russ.)

Balagtas M., Ubina M.M. Looking Through the Digital Portfolios of Teachers at Different Career Stages: Lessons and Reasons. AsTEN Journal of Teacher Education. 2018; (1): 1–13.

Kurbatzky V.N. The digital footprint in the educational space as the basis of digital transformation of universities. Minsk: Vyshejshaja shkola. 2019; 5(133): 40–45. (In Russ.)

Stepanenko A.A., Feshchenko A.V. Digital footprint of the student: search, analysis, interpretation. Tomsk: Otkrytoe I distanzionnoe obrazovanie. 2017; 4(68): 58–62. (In Russ.)

Coen P.-F., Sieber M., Lygoura S. Contributions of digital terminals in the process of (self) evaluation of teachers in training. In A. Jorro and N. Droyer (Eds). Evaluation as a lever for education and training. Brussels: De Boeck; 2018: 117–130. (In French)

Hefhaf J., Rebord N. Evaluation device of teaching practice on audiovisual traces. Évaluer. Journal international de recherche en éducation et formation. 2020(1): 155–163. (In French)

Tessaro W. The digital portfolio in teacher education: what are the chal-lenges of a dialogic approach. Évaluer. Journal international de recherche en éducation et formation. 2020; 6(1): 51–62.

Yakusheva S.D. The basics of pedagogical excellence and professional self-development. Moscow: Forum, Infra-M; 2014. (In Russ.)

Birgin O., Baki A. The Use of portfolio to assess student’s performance. Journal of Turkish science education. 2007; 4(2): 75–90.

Zeer E. F., Stepanova L. N. Portfolio as an instrumental means of self-evaluation of educational and professional achievements of students. Ekaterinburg: Obrazovanie i nauka. 2018; 20(6): 139–157.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Педагогические науки