Инклюзивная образовательная среда: социально-коммуникативные навыки у детей с особыми образовательными потребностями

Авторы

  • Наталья Сигал
  • Ирина Кондратьева

Ключевые слова:

инклюзия, социально-коммуникативные навыки, иностранный язык, обучение, коммуникация, взаимодействие

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме формирования социально-коммуникативных навыков у студентов с особыми образовательными потребностями в процессе обучения иностранному языку в условиях инклюзивной образовательной среды. Актуальность данной статьи обусловлена усилением внимания со стороны мирового научно-педагогического сообщества к вопросам поиска эффективных технологий практической реализации теоретико-методологических оснований инклюзии, способствующих успешной социально-психолого-педагогической реабилитации детей с особыми образовательными потребностями. Данное положение подразумевает овладение данными детьми жизненно необходимыми социально-коммуникативными компетенциями, позволяющими достичь максимальной самостоятельности в окружающем мире, обрести возможность продуктивного социального взаимодействия в различных сферах жизни в обществе, а также обрести статус социальной состоятельности в решении повседневных задач в различных видах деятельности. Однако, несмотря на многочисленные исследования в области коррекции психофизических нарушений у детей с особыми образовательными потребностями, вопрос о возможности формирования социально-коммуникативных компетенций у детей данной категории в процессе обучения иностранному языку в услових инклюзивной образовательной среды является недостаточно разработанным. В связи с этим, в фокусе авторов статьи находятся вопросы проектирования модели формирования навыков социальной коммуникации у детей с особыми образовательными потребностями посредством обучения иностранному языку, основанной на инновационных способах включения социальной коммуникации в преподавание. Ключевыми результатами исследования являются разработанная социально-педагогическая модель, способствующая формированию и развитию у детей социально-коммуникативных навыков; педагогические условия развития данных умений; критерии способности к развитию социальных и коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями.

Библиографические ссылки

Литература

Алехина С.В. «Золотое Сечение: психологическая канва инклюзии». Инклюзивное образование. М.: Классное руководство и воспитание школьников, 2015. 224с.

Асмолов А.Г. «Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность». Магистр, 1995. № 1. С. 23–27.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.5. / под ред. Т.А.Власовой. Основы дефектологии. Москва: Педагогика, 1983. 369с.

Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: дис. ... доктора. соц. наук: 22.00.04. Саратов, 2004. 360с.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2 ч. М., 1996. 182 с.

Наумов А.А. Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции (20¬22 июня 2011, Москва). М.: МГПУ, 2011. С.142–144.

Назарова Н. М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование. 2012. №3 (27). С.6–12.

Семаго Н.Я. Опыт системного развития инклюзивного образования в Центральном округе // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С.18–25.

Сигал Н.Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом: дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2016. 206с.

Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы: материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» (20¬21 сентября 2010г.). СПб, 2010. 200с.

Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение? // Дефектология. 1999. №1. С.41–45.

Ainscow M. “From Special Education to Effective Schools for All”, Keynote presentation at the Inclusive and Supportive Education Congress, University of Strathclyde, Glasgow, 2005.

Booth T., Ainscow M., Kingstone D. “Index for inclusion developing play, learning and participation in yearly years and childcare”, Bristol, UK: Centre for Studies on Inclusive Education: CSIE, May 2011.

Stainback W., Stainback S., Bunch G. “Introduction and historical background”// In S. Stainback, W. Stainback, & Forest, M. (Eds.), Educating all students in the mainstream of regular education. Baltimore: Paul H. Brookes, 1986.

Villa R.A., Thousand J.S., Nevin A.L. “A guide to co-teaching: Practical tips for facilitating student learning (2nd ed.)”, Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2008.

References

Alekhina S.V. (2015). “Golden Ratio: Psychological Canvas of Inclusion”, Inclusive Education. Moscow: Klassnoe rukovodstvo i vospitanie shkol'nikov. 224p.

Asmolov A.G. (1995). “Development strategy for variable education: myths and reality”, Magistr. no.1. Pp.23–27.

Vygotskii L.S. (1983). Collected works: in 6 vol. Vol. 5. / ed. T.A. Vlasova, Fundamentals of defectology, Moscow: Pedagogika. 369p.

Zaitsev D.V. (2004). Social integration of children with disabilities: dis. ... doc. social sciences: 22.00.04. Saratov. 360p.

Malofeev N.N. (1996). Special education in Russia and abroad: In 2 parts. Part 1 Western Europe. Moscow: «Pechatnyi dvor». 182p.

Naumov A.A. (2011). “Technological model for the implementation of inclusive education in the context of a comprehensive school”, Inclusive education: methodology, practice, technology: materials of the international scientific and practical conference (June 20¬22, 2011, Moscow). Moscow: MGPU. Pp.142–144.

Nazarova N.M. (2012). “Systemic risks of the development of inclusive and special education in modern conditions ”, Special education, Vol.3, no. 27. Pp.6–12.

Semago N.Ya. (2010). “Experience of systemic development of inclusive education in the Central District”, Inclusive education. Issue 1. Moscow: Tsentr «Shkol'naya kniga». Pp.18–25.

Shipitsina L.M. (2010). “Integration and inclusion: problems and prospects “(materials of the Russian forum” Pediatrics of St. Petersburg: experience, innovations, achievements “(September 20¬21, 2010). Saint-Petersburg. 200p.

Shmatko N.D. (1999). “Who can benefit from integrated learning?”. No.1. Pp.41–45.

Sigal N.G. (2016). Current state and trends in the development of inclusive education abroad: diss. ... cand. of pedagogics: 13.00.01. Kazan'. 206p. P.9.

Ainscow M. (2005). “From Special Education to Effective Schools for All”, Keynote presentation at the Inclusive and Supportive Education Congress, University of Strathclyde, Glasgow.

Booth T., Ainscow M., Kingstone D. (2011). “Index for inclusion developing play, learning and participation in yearly years and childcare”, Bristol, UK: Centre for Studies on Inclusive Education: CSIE, May.

Stainback W., Stainback S, Bunch G. “Introduction and historical background”// In S. Stainback, W. Stainback, & Forest, M. (Eds.), Educating all students in the mainstream of regular education, Baltimore: Paul H. Brookes, 1986.

Villa R.A., Thousand J.S., Nevin A.L. (2008). “A guide to co-teaching: Practical tips for facilitating student learning (2nd ed.)”, Thousand Oaks, CA: Corwin Press.

Загрузки

Опубликован

2020-12-15

Выпуск

Раздел

Педагогические науки