К вопросу о сущностно-содержательной характеристике понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза»

Авторы

  • Инна Корнева

Ключевые слова:

самоопределение, способности, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение, студенты вуза

Аннотация

Проблема подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов выходит сегодня на передний план в российском обществе. В связи с этим требуются новые подходы к организации вузовского образования, диктующие необходимость формирования таких качеств личности, ее нравственных установок и социальных ценностей, которые востребованы в настоящее время новыми общественными отношениями. Актуальность проблемы развития способности к жизненному самоопределению студентов вуза заключается также и в значимости решения проблемы собственно самоопределения и самоактуализации молодежи в современных условиях, когда на повестке дня стоит вопрос о необходимости качественного личностного и профессионального формирования всех субъектов образовательного процесса. Это особенно значимо для такой социальной группы, как студенческая молодежь.

Целью статьи является раскрытие и уточнение понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза». Теоретико-методологической основой исследования являются аксиологический, системный, деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический подходы в образовании (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Л.Г. Якиманская, О.С. Газман и др.), а также исследования в области профессионального и жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.Е. Голомшток и др.). Теоретическая значимость статьи заключается в расширении терминологического поля проблемы профессионального и личностного самоопределения молодежи за счет уточнения понятия «способность к жизненному самоопределению студентов вуза». Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и выводов исследования при организации процесса развития профессионального и личностного самоопределения студентов вуза. Результаты исследования могут быть использованы при разработке содержания элективных курсов по педагогике субъектности для студентов вузов, а также слушателей курсов повышения квалификации для преподавателей вуза.

Библиографические ссылки

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 339 с.

Азлецкая E.H. Личностные и средовые детерминанты формирования субъ-ектности личности: автореф. на соискание уч. степени канд. психол. наук. Краснодар, 2001. 23 с.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 379 с.

Асмолов А.Г. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность – предпосылки и основание жизни личности в обществе. Психология личности. Самара, 1990. Т. 2. С. 119–136.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии. Воронеж: МОДЭК, 1995. 352 с.

Бурлачук Л.Ф., Коржева Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Рос. пед. агентство, 1998. 263 с.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. 391 с.

Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Юстицинформ, 2009. 408 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 574 с.

Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 352 с.

Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 12–23.

Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с.

Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск: Свердл. ГПИ, 1986. 141 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла: пер с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

References

Abul’khanova-Slavskaya K.A. (1991). Strategiya zhizni. M.: Mysl’. 339 s. (in Russian)

Azletskaya E.N. (2001). Lichnostnye i sredovye determinanty formirovaniya sub’’ektnosti lichnosti: avtoref. na soiskanie uch. stepeni kand. psikhol. nauk. Krasnodar, 23 s. (In Russian)

Anan’ev B.G. (1977). O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. M.: Nauka, 379. (In Russian)

Asmolov A.G. (1990). Obraz zhizny, individnye svoistva cheloveka, sovmestnaya deyatel’nost’ – predposylki i osnovanie zhizni lichnosti v obshestve. Psihologiya lichnosti. Samara. T 2, 119–36. (In Russian)

Bozhovich L.I. (1995). Problemy formirovaniya lichnosti. M.: Izd-vo In-ta prakt psihologii. Voronezh: MODEK, 352 s. (In Russian)

Burlachuk L.F., Korzhev E.Yu. (1998). Psikhologiya zhiznennykh situatsii. M.: Ros. ped. Agenstvo. 263. (In Russian)

Ginzburg M.R. (1994). Psikhologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya. Voprosy psikhologii. 3, 43–52. (In Russian)

Klimov E.A. (1996). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov n/D.: Feniks, 512. (In Russian)

Kovalev A.G. (1969). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov n/D.: Feniks, 391. (In Russian)

Kon I.S. (1979) Psikhologiya yunosheskogo vozrasta: problemy formirovaniya lichnosti: ucheb. posobie. M.: Prosveshchenie, 175 s.

Lebedeva N.M., Tatarko A.N. (2009) Kul'tura kak faktor obshchestvennogo progressa. M.: Yustitsinform, 408 s. (In Russian)

Leont'ev A.N. (1965). Problemy razvitiya psikhiki. M.: Mysl', 574 s. (In Russian)

Pryazhnikov N.S. (1996). Psikhologicheskii smysl truda. M.: In-t prakt. psikhologii, 352 s. (In Russian)

Rubinshtein S.L. (1960). Problemy sposobnostei i voprosy psikhologicheskoi teorii. Voprosy psikhologii. 3, 12–23 s. (In Russian)

Shadrikov V.D. (2007). Mental'noe razvitie cheloveka. M.: Aspekt Press, 284 s. (In Russian)

Safin V.F. (1986). Psikhologiya samoopredeleniya lichnosti: ucheb. posobie k spetskursu. Sverdlovsk: Sverdl. GPI, 141 s. (In Russian)

Frankl V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla: per s angl. i nem. / V. Frankl; obshch. red. L.Ya. Gozmana, D.A. Leont'eva. M.: Progress, 368 s. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2021-06-29

Выпуск

Раздел

Педагогические науки