Творчество Тази Гиззата и его роль в развитии татарской драматургии

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.7-14

Авторы

  • Айгуль Салихова

Ключевые слова:

Тази Гиззат, татарская драматургия, пьеса, музыкальная комедия, культурное строительство, соцреализм

Аннотация

Тази Гиззат признан классиком татарской литературы. Его многочисленные художественные произведения оказали заметное влияние на татарскую культуру. На протяжении многих лет он наряду с Наки Исанбетом, Ризой Ишмуратом, Ахметом Файзи определял пути развития татарской драматургии. Тази Гиззат обогатил национальный театр новыми темами, жанрами, и художественными приемами. Он хорошо знал психологию и быт татар. Умело включал в свои произведения картины из деревенской жизни, этнографию, обычаи, обряды, создавал национальную среду. Писатель также показывал сильные человеческие чувства, вызывавшие у публики горячий эмоциональный отклик. Вплетал в ткань своих произведений лирические и музыкальные моменты. Активно пользовался грубоватым народным юмором. Художественный язык Тази Гиззата – четкий, ясный, доходчивый был понятен зрителям. Это и стало причиной широкой популярности его произведений. Пьесы Тази Гиззата, написанные в советское время и отмеченные яркой печатью советской идеологии, востребованы, тем не менее, и сегодня. Они по-прежнему идут на театральных подмостках и вызывают живой зрительский интерес. Это свидетельствует об их непреходящей художественной ценности. В статье рассматриваются основные этапы деятельности драматурга, тематика и художественные особенности его произведений, их сценическая жизнь.

Список литературы

  1. Хасанова А. Передовая интеллигенция орденоносной Татарии. Инженер человеческих душ. Казань: Татгосиздат; 1940. с.68-74.
  2. Хабибуллин Ф. Театр ТазиГиззата. Республика Татарстан.URL: https://rt-online.ru/p-rubr-kult-34724/[дата обращения: 25.03.2022].
  3. Ахмадуллин А. Татарская драматургия: история и проблемы. Казань: Татар.кн.изд-во; 2012.
  4. Арсланов Г. Татарское режиссерское искусство (1906-1941). Казань: Татар.кн.изд-во; 1992.
  5. Кумысников Х. Цена творческого горения: история одного спектакля. Казань. 1998;(1):57-59.
  6. Гадельшина З. Елабуга и ТазиГиззат. Елабуга: Аргамак. 1997;(5-6):190-195.

Библиографические ссылки

KhasanovaА. Advancedintelligentsiaoforder-bearingTataria. Engineerofhumansouls. Kazan: Tatgosizdat; 1940. p.68-74.(In Russ.)

Khabibullin F. Tazi Gizzat Theater. Republic of Tatarstan.Available from https://rt-online.ru/p-rubr-kult-34724/ [accessed: 25.03.2022]. (In Russ.)

Akhmadullin A. Tatar dramaturgy: history and problems. Kazan: Tatar.kn.izd-vo; 2012.(In Russ.)

Arslanov G. Tatar directing art (1906-1941). Kazan: Tatar.kn.izd-vo; 1992.(In Russ.)

KumysnikovKh. The price of creative burning: the history of one performance. Kazan. 1998;(1):57-59.(In Russ.)

Gadelshina Z. Elabuga and Tazi Gizzat. Elabuga:мArgamak.1997;(5-6):190-195. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-04-06

Выпуск

Раздел

Литературоведение