Цифровые инструменты в преподавании курсов иностранного языка в вузе

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.2.257-269

Авторы

Ключевые слова:

цифровой инструмент, цифровые компетенции, иностранный язык, вуз, студент

Аннотация

Условия цифровой экономики вносят коррективы во все сферы жизни современного человека, включая высшее образование. Современный выпускник должен обладать определенным набором цифровых компетенций. Работодателю требуется не просто учитель английского языка, а учитель с навыками работы на онлайн платформах, создания курсов и приложений по изучению языка. Практическое применение цифровых инструментов, представленных в данном исследовании, на занятиях по иностранному языку в вузе позволит студентам в дальнейшем внедрить их в свою рабочую практику. Цель данного исследования – изучение современных цифровых инструментов, применяемых в рамках занятий по практическому курсу иностранного языка в вузе. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: дать определение понятий «цифровая экономика» и «цифровой инструмент», раскрыть особенности влияния цифровой экономики на высшее образование, обозначить цифровые компетенции современного выпускника, изучить цифровые инструменты в распоряжении современного преподавателя.

В качестве примера в статье представлен кейс – опыт организации групповой проектной работы со студентами по теме «Высшее образование в Великобритании». Проект предусматривает дистанционный формат взаимодействия студент-студент и студент-преподаватель. Работа над проектом включает в себя практическую работу с целым рядом цифровых инструментов: программы для дистанционного группового взаимодействия, сервисы для анализа и хранения больших данных, программы по созданию документов и презентаций, онлайн доски. Использование данных инструментов делают занятия интерактивными и повышают вовлечение и мотивацию студентов. При этом использование ряда технологий облегчает труд и экономит время преподавателя при презентации и контроле материала.

Список литературы

  1. Donovan J. Widening student participation through technology: Universities can gain from employing digital tools in their teaching and learning strategies. Research Information. 2017; (93): 15 p.
  2. Национальная программа РФ «Цифровая экономика». URL: https://digital.ac.gov.ru/about/ [дата обращения: 05.06.2022].
  3. Шакирова А.А., Гизятова Л.А. Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания в высшей школе. Проблемы современного педагогического образования. 2022; (75/4): 313–316.
  4. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития. Управленческое консультирование. 2019; (4): 38–49.
  5. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki [дата обращения: 04.06.2022].
  6. Алюнова Т.И. Трансформация образования в условиях цифровизации. Управление в условиях цифровизации социально-экономических процессов. 2020; 8–12.
  7. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf [дата обращения: 05.06.2022].
  8. Метелькова Л.А., Хрисанова Е.Г., Фролова Е.В. Использование цифровых инструментов в иноязычной подготовке обучающихся. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-instrumentov-v-inoyazychnoy-podgotovke-obuchayuschihsya [дата обращения: 03.06.2022].
  9. Гурцкой Л.Д. Цифровые компетенции выпускников медицинских вузов России на современном этапе. 2022. URL: https://sciencen.org/assets/DOI/KOF-433-Gurckoj-183-198.pdf [дата обращения: 03.06.2022].
  10. Padlet. Онлайн доска. URL: https://ru.padlet.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  11. Miro. Онлайн доска. URL: https://miro.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  12. Mural. Онлайн доска. URL: https://www.mural.co/ [дата обращения: 06.06.2022].
  13. Yandex.Disk. URL: https://disk.yandex.ru/ [дата обращения: 06.06.2022].
  14. Google.Disk. URL: https://drive.google.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  15. Yandex.Forms. URL:https://cloud.yandex.ru/services/forms [дата обращения: 06.06.2022].
  16. Google.Forms. URL: https://docs.google.com/forms?usp=direct_url [дата обращения: 06.06.2022].
  17. Платформа Quizlet. URL: https://quizlet.com/ru [дата обращения: 06.06.2022].
  18. Платформа Myquiz. URL: https://myquiz.ru/ [дата обращения: 06.06.2022].
  19. Платформа Word Wall. URL: https://wordwall.net/ [дата обращения: 06.06.2022].
  20. Онлайн конструктор тестов Online Test Pad. URL: https://onlinetestpad.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  21. Образовательная платформа Stepik. URL: https://stepik.org/catalog [дата обращения: 06.06.2022].
  22. Образовательная платформа Moodle. URL: https://moodle.org/?lang=ru [дата обращения: 06.06.2022].
  23. Образовательная платформа Crash Course. URL: https://thecrashcourse.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  24. Образовательная платформа EdX. URL: https://www.edx.org/ [дата обращения: 06.06.2022].
  25. Образовательное приложение Mondly. URL: https://ru.mondly.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  26. Образовательное приложение Duolingo. URL: https://ru.duolingo.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  27. Образовательное приложение Lingualeo. URL: https://lingualeo.com/ru [дата обращения: 06.06.2022].
  28. Образовательное приложение Memrise. URL: https://www.memrise.com/ru [дата обращения: 06.06.2022].
  29. Образовательное приложение Genius. URL: https://genius.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  30. Образовательная платформа TED. URL: https://www.ted.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  31. Программа для групповой работы Trello. URL: https://trello.com/ru [дата обращения: 06.06.2022].
  32. Программа для групповой работы Yougile. URL: https://ru.yougile.com/ [дата обращения: 06.06.2022].
  33. Программа Zoom. URL: https://zoom.us/ [дата обращения: 06.06.2022].
  34. Программа Webinar. URL: https://webinar.ru/ [дата обращения: 06.06.2022].
  35. Программа Yandex.Телемост. URL: https://telemost.yandex.ru/ [дата обращения: 06.06.2022].
  36. Программа Мой Офис. URL: https://myoffice.ru/ [дата обращения: 06.06.2022].
  37. Программа Yandex.Docs. URL: https://docs.yandex.ru/ [дата обращения: 06.06.2022].
  38. Программа Google.Docs. URL: https://docs.google.com/document/u/0/?hl=ru [дата обращения: 06.06.2022].

Библиографические ссылки

References

Donovan J. Widening student participation through technology: Universities can gain from employing digital tools in their teaching and learning strategies. Research Information. 2017; (93): 15.

National project of Russian Federation “Digital economy”. Available from: https://digital.ac.gov.ru/about/ [accessed 05.06.2022]. (in Russ.)

Shakirova A.A., Gizyatova L.A. Digital edusources usage in the teaching process at the uni-versity. Problems of modern pedagogical education. 2022; (75/4), 313–316. (in Russ.)

Volkova A.A., Plotnikov V.A., Rukinov M.V. Digital Economy: Essence of the Phenome-non, Problem and Risks of Formation and Development. Administrative Consulting. 2019; (4): 38–49. (in Russ.)

Popova O.I. Transformation of higher education in the conditions of digital economy. Avail-able from: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki [accessed 04.06.2022]. (in Russ.)

Alyunova T.I. Transformation of education in the conditions of digitalization. Management in the conditions of socio-economical digitalization. 2022; (1): 8–12. (in Russ.)

Digital transformation strategy of science and higher education. Available from: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf [accessed 05.06.2022]. (in Russ.)

Metelkova L.A., Khrisanova E.G., Frolova E.V. The use of digital tools in foreign language training of students. 2021. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-instrumentov-v-inoyazychnoy-podgotovke-obuchayuschihsya [accessed 03.06.2022]. (in Russ.)

Gurtskoy L.D. Digital competencies of graduates of medical universities in Russia at the present moment.2022. Available from: https://sciencen.org/assets/DOI/KOF-433-Gurckoj-183-198.pdf [accessed 03.06.2022]. (in Russ.)

Padlet. Available from: https://ru.padlet.com/ [accessed 06.06.2022].

Miro. Available from: https://miro.com/ [accessed 06.06.2022].

Mural. Available from: https://www.mural.co/ [accessed 06.06.2022].

Yandex.Disk. Available from: https://disk.yandex.ru/ [accessed 06.06.2022].

Google.Disk. Available from: https://drive.google.com/ [accessed 06.06.2022].

Yandex.Forms. Available from: https://cloud.yandex.ru/services/forms [accessed 06.06.2022].

Google.Forms. Available from: https://docs.google.com/forms?usp=direct_url [accessed 06.06.2022].

Quizlet. Available from: https://quizlet.com/ru [accessed 06.06.2022].

Myquiz. Available from: https://myquiz.ru/ [accessed 06.06.2022].

Word Wall. Available from: https://wordwall.net/ [accessed 06.06.2022].

Online Test Pad. Available from: https://onlinetestpad.com/ [accessed 06.06.2022].

Stepik – education platform. Available from: https://stepik.org/catalog [accessed 06.06.2022].

Moodle platform. Available from: https://moodle.org/?lang=ru [accessed 06.06.2022].

Crash Course platform. Available from: https://thecrashcourse.com/ [accessed 06.06.2022].

EdX platform. Available from: https://www.edx.org/ [accessed 06.06.2022].

Mondly application. Available from: https://ru.mondly.com/ [accessed 06.06.2022].

Duolingo application. Available from: https://ru.duolingo.com/ [accessed 06.06.2022].

Lingualeo application. Available from: https://lingualeo.com/ru [accessed 06.06.2022].

Memrise application. Available from: https://www.memrise.com/ru [accessed 06.06.2022].

Genius application. Available from: https://genius.com/ [accessed 06.06.2022].

TED platform. Available from: https://www.ted.com/ [accessed 06.06.2022].

Trello programme. Available from: https://trello.com/ru [accessed 06.06.2022].

Yougile programme. Available from: https://ru.yougile.com/ [accessed 06.06.2022].

Zoom programme. Available from: https://zoom.us/ [accessed 06.06.2022].

Webinar programme. Available from: https://webinar.ru/ [accessed 06.06.2022].

Yandex.telemost programme. Available from: https://telemost.yandex.ru/ [accessed 06.06.2022].

MyOffice programme. Available from: https://myoffice.ru/ [accessed 06.06.2022].

Yandex.Docs programme. Available from: https://docs.yandex.ru/ [accessed 06.06.2022].

Google.Docs programme. Available from: https://docs.google.com/document/u/0/?hl=ru [accessed 06.06.2022].

Загрузки

Опубликован

2022-06-30

Выпуск

Раздел

Педагогические науки