Спонтанная и задачная стратегии восприятия информации и их применение в современных подходах обучения

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.3.458-465

Авторы

  • Юлия Андреева
  • Фаина Ратнер
  • Ильмира Расходова
  • Наталья Звездочкина

Ключевые слова:

педагогические стратегии, медиапсихология, нейроактивность, информационные технологии

Аннотация

В цифровом обществе (ситуация VUCA-мира) становится все сложнее управлять информационными потоками. Проблема использования информационных технологий в управлении экономическими и коммуникативными, просветительскими и обучающими процессами требует системного и междисциплинарного подхода, но особенно интересна с позиции нового направления социальной психологии – медиапсихологии. В обществе информационной «сверхстимуляции» при выборе современных педагогических стратегий стоит учитывать многофакторный характер коммуникации, высокий уровень информационного стресса, а также особенности личностного адаптационного управления медиаресурсами. Эксперимент, проведенный в формате междисциплинарного исследования, показал, что обучающий медиаконтент может быть воспринят как игровой, развлекательный (спонтанный) или задачный (целевой). В статье дается описание этих стратегий. Так, при спонтанном процессе восприятия информации снижается порог утомляемости, повышен уровень интереса, вовлеченности, наблюдается позитивное эмоциональное состояние. При задачном медиапотреблении повышается процент концентрации внимания, сосредоточенности, усиливается интеллектуальный поиск, но повышается уровень информационного стресса и тревожности. Представлены пилотные исследования данных стратегий восприятия информации как спектральной характеристики мощности ритмов ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга) у юношей и девушек. Зафиксированы различия состояний: низкочастотный дельта-ритм ЭЭГ при серфинг-просмотре контента был близок к фоновому значению, а при задачном процессе увеличился в лобных и височных регионах. Мощность тета-ритма ЭЭГ повышалась в зависимости от когнитивных (задачных) усилий. Бета-ритмы становились активнее с возрастанием сложности условий оценки. Данные результаты изучения нейроактивности у молодых людей позволили сделать выводы о том, что существуют две педагогические стратегии: спонтанная (игровая, развлекательная) и задачная (поисковая, проблемная). Информационные технологии позволяют применять данные стратегии поочередно, поэтапно, развивая у студентов способность к критическому анализу и развитию творческих способностей: ассоциативному мышлению, поиску неординарных решений.

Литература

  1. Андреева Ю.В. Границы информационного мира в самооценке личности. Журналистика в 2019 г. творчество, профессия, индустрия: сб. мат. международ. Научн. практ. конференции. М.: Фак. Журн. МГУ. 2020: 255–257.
  2. Андреева Ю.В., Полянина А.К. Информационный шум в пространстве развития ребенка: концептуальное обоснование. Коммуникология. 2019; 7(2): 109–121.
  3. Гир Ч. Цифровая контркультура. Пер. с англ. Д.В. Галкина. Гуманитарная информатика. Томск: Издательство ТГУ. 2004; (1): 27–45.
  4. Christoff K., Gordon A., Smallwood J., Smith R., Schooler J. Experience sampling during fMRI reveals default network and executive system contributions to mind wandering. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America; 2009.

Библиографические ссылки

References

Andreeva Yu. V. The boundaries of the information world in the self-assessment of the individual. Zhurnalistika v 2019 g. tvorchestvo, professiya, indus-triya: sbornik materialov mezhdunarodnoо Nauchno-prakticheskoо konferentsii. M.: Fak. Zhurn. MGU. 2020: 255–257. (In Russ.)

Andreeva Yu.V., Polyanina A.K. (2019). Information noise in the space of child development: conceptual justification. Communicologija. 2019; 7(2): 109–121. (In Russ.)

Gir Ch. Digital counterculture. Translated from the English by D.V. Galkina. Gumanitarnaya informatika. Tomsk: Izdatel'stvo TGU. 2004; (1): 27–45. (In Russ.)

Christoff K., Gordon A., Smallwood J., Smith R., Schooler J. Experience sampling during fMRI reveals default network and executive system contributions to mind wandering. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America; 2009.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Педагогические науки